Проводимые в Беларуси преобразования, ориентированные на обеспечение поступательного соц-эк развития, обусловливают необходимость переноса акцента на вопросы повышения благосостояния населения и его последовательного приближения куровню экономически развитых европейских государств, что возможно лишь на основе проведения соответствующей социальной политики государства.
Под социальной политикой понимается проводимая государственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственными коллективами система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни людей и обеспечением социальной стабильности, социального партнерства в обществе.
Социальная политика государства строится на основе следующих принципов:
• социальной справедливости — государство должно гарантировать всем гражданам установленный социальный минимум (минимальные социальные стандарты), предоставить возможность распределения материальных благ и услуг в зависимости от количества и качества личного труда индивидуума и обеспечить адресную защиту социально уязвимых слоев населения;
|
|
• социальной солидарности — перераспределение денежных средств через систему налогов и пособий от имущих к малообеспеченным категориям граждан, установление для них льготного доступа к социальным благам и услугам;
• индивидуальной социальной ответственности требует от индивидов (семьи) приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. Государство должно предоставлять лишь те виды социальной помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивидов (семьи), либо оказывать помощь в чрезвычайных, кризисных ситуациях;
• социального партнерства — предполагает решение социальных проблем совместными усилиями государства, профсоюзов и нанимателей на основе их равноправия, обязательной и равной ответственности в принятии и исполнении договоренностей;
• социальной компенсации — обеспечение правовой и социальной защищенности граждан, необходимой для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом;
• субсидиарности - законодательное регулирование взаимодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация данного принципа позволяет не только более эффективно использовать материальные и финансовые ресурсы, но и более гибко реагировать на возникающие социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем в первую очередь местные органы власти, а также самих граждан.
|
|
Исходя из содержания и принципов социальной политики можно выделить ее основные направления:
I. Политика доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, семейные сбережения, общее благосостояние).
П. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость граждан и др.).
III. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии и др.).
IV. Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт).
V. Политика в области современной инфраструктуры (жилищные условия, коммуникации, обеспеченность транспортными средствами и услугами связи, торговое и бытовое обслуживание).
VI. Миграционная политика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция).
VII. Политика в отношении отдельных категорий граждан (семейная, молодежная политика, политика в отношении пожилых и инвалидов и др.).
Всю совокупность механизмов реализации социальной политики можно объединить вследующие группы: законодательные, административные, организационные, экономические, социальные нормативы и стандарты.
Законодательные инструменты связаны с регулированием развития составных элементов социальной сферы на основе действующего пакета нормативных правовых актов. К числу важнейших правовых документов государственной социальной политики относятся: Трудовой кодекс; Кодекс о браке и семье; законы «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», «О занятости населения вРеспублике Беларусь», «О правах ребенка», «О социальной защите инвалидов», «О социальной защите граждан, пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС», «О здравоохранении», «Об образовании», «О санитарно-эиидемическом благополучии населения», «О пенсионном обеспечении», «О демографической безопасности РБ» и др.
Правовые, экономические и организационные вопросы жизнедеятельности населения закреплены в указах и декретах Президента РБ, постановлениях Совета Министров РБ, нормативных актах министерств и других органов республиканского управления, облисполкомов и Минского горисполкома. Однако следует отметить, что законодательной базе социальной политики недостает целостности, концептуального монизма, системной структуризации приоритетов.
К организационным механизмам относятся разработка и осуществление программ в различных областях социальной сферы, важнейшими из которых являются: программы соц-эк развития РБ на средне- и долгосрочную перспективы, Национальная стратегия устойчивого соц-эк развития РБ на период до 2020 г., Национальная программа демографической безопасности РБ на 2011—2015 годы», гос программа «Здоровье нации», Президентская программа «Дети Беларуси», Республиканская программа «Женщины РБ», гос миграционная программа, а также множество отраслевых программ в сфере здравоохранения, образования, культуры и др.
Административные механизмы включают меры разрешительного и запретительного характера, например установление квот и выдача лицензий на какой-либо вид деятельности в области социального обслуживания населения. Экономические меры предполагают использование таких стоимостных категорий, как цены, тарифы, заработная плата, стипендии, пособия, пенсии, социальные выплаты всех видов.
Инструментами реализации социальной политики являются такие социальные нормы и нормативы, государственные минимальные социальные стандарты, как минимальная заработная плата, минимальные размеры пенсий, пособий и других социальных выплат малообеспеченным категориям граждан, нормы и нормативы бесплатного предоставления социальных услуг в сфере образования, здравоохранения и др.
|
|
В качестве субъектов социальной политики выступают различные социальные группы населения, государственные структуры и негосударственные организации, общественные объединения граждан, инициативные группы, законодательные, исполнительные и судебные органы власти.
Социальные нормативы уровня жизни населения. Интегральной характеристикой благосостояния населения страны являются уровень и качество его жизни - историческая категория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами.
Если под уровнем жизни традиционно понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального характера, то качество жизни характеризуется степенью достижения как в личностном, так и в социальном аспекте высших ценностей человеческого бытия, в числе которых морально-психологические качества, уровень образованности, культуры и здоровья, условия труда, проживания и отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др. Качественным оценкам подвергаются и количественно измеряемые материальные компоненты (по критериям соответствия мировым стандартам).
Приоритеты соц политики: рост уровня рождаемости при одновременном увеличении продолжительности жизни, большие и крепкие семьи, полноценная молодость, активная трудовая деятельность, обеспеченная и достойная жизни в пожилом возрасте.
Цель – повышение уровня и качества жизни населения, создание условий для развития чел потенциала на основе эффективного функционирования системы здравоох, образовнаия, культуры и тд.
ИРЧП – в 5о лучших, стимулирование рождаемости(3 и более - льготные кредиты, единовр выплаты). Миграционная политика – положительное сальдо внешней миграции. Мед услуги, экспорт мед услуг. Образование – практикоориентировано. Занятость – социально ответственная реструктуризация бизнеса, профориентация молодежи. Политика доходов – реальный рост, поддержка социально уязвимых граждан, мотиваци гибкая оплата труда. Усиление адресности.
|
|
Рост реальной зп – 1,85-1,93 раза,,доля малообеспеченных – 5-6%.