Социальная политика и содержание государственного регулирования социального развития Республики Беларусь

Проводимые в Беларуси преобразования, ориентирован­ные на обеспечение поступательного соц-эк развития, обусловливают необходимость переноса акцента на вопросы повышения благосостояния населения и его после­довательного приближения куровню экономически развитых европейских государств, что возможно лишь на основе проведе­ния соответствующей социальной политики государства.

Под социальной политикой понимается проводимая госу­дарственными структурами, общественными организациями, органами местного самоуправления, а также производственны­ми коллективами система мер, направленных на достижение социальных целей и результатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшением качества жизни людей и обеспечением социальной стабильности, социального партнерства в обществе.

Социальная политика государства строится на основе следу­ющих принципов:

• социальной справедливости — государство должно гаран­тировать всем гражданам установленный социальный мини­мум (минимальные социальные стандарты), предоставить воз­можность распределения материальных благ и услуг в зависи­мости от количества и качества личного труда индивидуума и обеспечить адресную защиту социально уязвимых слоев насе­ления;

• социальной солидарности — перераспределение денеж­ных средств через систему налогов и пособий от имущих к ма­лообеспеченным категориям граждан, установление для них льготного доступа к социальным благам и услугам;

• индивидуальной социальной ответственности требу­ет от индивидов (семьи) приложения максимальных усилий для самопомощи и самообеспечения. Государство должно пре­доставлять лишь те виды социальной помощи, которые они не могут обеспечить самостоятельно, помогать в решении тех проблем, которые выходят за рамки компетенции индивидов (семьи), либо оказывать помощь в чрезвычайных, кризисных ситуациях;

• социального партнерства — предполагает решение соци­альных проблем совместными усилиями государства, профсою­зов и нанимателей на основе их равноправия, обязательной и равной ответственности в принятии и исполнении договорен­ностей;

• социальной компенсации — обеспечение правовой и соци­альной защищенности граждан, необходимой для восполнения ограничений, обусловленных их социальным статусом;

• субсидиарности - законодательное регулирование вза­имодействия государственных и негосударственных структур в социальной сфере и поддержку последних. Реализация данно­го принципа позволяет не только более эффективно использо­вать материальные и финансовые ресурсы, но и более гибко реа­гировать на возникающие социальные запросы и привлекать к решению социальных проблем в первую очередь местные ор­ганы власти, а также самих граждан.

Исходя из содержания и принципов социальной политики можно выделить ее основные направления:

I. Политика доходов населения (жизненный уровень, потреби­тельская корзина, семейные сбережения, общее благосостояние).

П. Политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость граж­дан и др.).

III. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, соци­альное обслуживание, социальные гарантии и др.).

IV. Основные направления развития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физи­ческая культура и спорт).

V. Политика в области современной инфраструктуры (жи­лищные условия, коммуникации, обеспеченность транспорт­ными средствами и услугами связи, торговое и бытовое обслу­живание).

VI. Миграционная политика (вынужденная миграция, за­щита прав и интересов соотечественников за рубежом, внешняя трудовая миграция).

VII. Политика в отношении отдельных категорий граждан (семейная, молодежная политика, политика в отношении по­жилых и инвалидов и др.).

Всю совокупность механизмов реализации социальной по­литики можно объединить вследующие группы: законодатель­ные, административные, организационные, экономические, со­циальные нормативы и стандарты.

Законодательные инструменты связаны с регулированием развития составных элементов социальной сферы на основе действующего пакета нормативных правовых актов. К числу важнейших правовых документов государственной социальной политики относятся: Трудовой кодекс; Кодекс о браке и семье; законы «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», «О занятости населения вРеспублике Беларусь», «О правах ре­бенка», «О социальной защите инвалидов», «О социальной за­щите граждан, пострадавшим от катастрофы на ЧАЭС», «О здра­воохранении», «Об образовании», «О санитарно-эиидемическом благополучии населения», «О пенсионном обеспечении», «О де­мографической безопасности РБ» и др.

Правовые, экономические и организационные вопросы жизнедеятельности населения закреплены в указах и декретах Президента РБ, постановлениях Совета Ми­нистров РБ, нормативных актах министерств и других органов республиканского управления, облисполко­мов и Минского горисполкома. Однако следует отметить, что законодательной базе социальной политики недостает целост­ности, концептуального монизма, системной структуризации приоритетов.

К организационным механизмам относятся разработка и осуществление программ в различных областях социальной сферы, важнейшими из которых являются: программы соц-эк развития РБ на средне- и долгосрочную перспективы, Национальная стратегия устойчи­вого соц-эк развития РБ на период до 2020 г., Национальная программа демографиче­ской безопасности РБ на 2011—2015 годы», гос программа «Здоровье нации», Президентская программа «Дети Беларуси», Республиканская программа «Женщины РБ», гос миграци­онная программа, а также множество отраслевых программ в сфере здравоохранения, образования, культуры и др.

Административные механизмы включают меры разреши­тельного и запретительного характера, например установление квот и выдача лицензий на какой-либо вид деятельности в об­ласти социального обслуживания населения. Экономические меры предполагают использование таких стоимостных категорий, как цены, тарифы, заработная плата, стипендии, пособия, пенсии, социальные выплаты всех видов.

Инструментами реализации социальной политики являют­ся такие социальные нормы и нормативы, государственные минимальные социальные стандарты, как минимальная зара­ботная плата, минимальные размеры пенсий, пособий и других социальных выплат малообеспеченным категориям граждан, нормы и нормативы бесплатного предоставления социальных услуг в сфере образования, здравоохранения и др.

В качестве субъектов социальной политики выступают раз­личные социальные группы населения, государственные струк­туры и негосударственные организации, общественные объеди­нения граждан, инициативные группы, законодательные, ис­полнительные и судебные органы власти.

Социальные нормативы уровня жизни населения. Интег­ральной характеристикой благосостояния населения страны являются уровень и качество его жизни - историческая кате­гория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами.

Если под уровнем жизни традиционно понимается комп­лекс жизненных стандартов преимущественно материального характера, то качество жизни характеризуется степенью до­стижения как в личностном, так и в социальном аспекте выс­ших ценностей человеческого бытия, в числе которых мораль­но-психологические качества, уровень образованности, культу­ры и здоровья, условия труда, проживания и отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др. Качественным оценкам под­вергаются и количественно измеряемые материальные компо­ненты (по критериям соответствия мировым стандартам).

Приоритеты соц политики: рост уровня рождаемости при одновременном увеличении продолжительности жизни, большие и крепкие семьи, полноценная молодость, активная трудовая деятельность, обеспеченная и достойная жизни в пожилом возрасте.

Цель – повышение уровня и качества жизни населения, создание условий для развития чел потенциала на основе эффективного функционирования системы здравоох, образовнаия, культуры и тд.

ИРЧП – в 5о лучших, стимулирование рождаемости(3 и более - льготные кредиты, единовр выплаты). Миграционная политика – положительное сальдо внешней миграции. Мед услуги, экспорт мед услуг. Образование – практикоориентировано. Занятость – социально ответственная реструктуризация бизнеса, профориентация молодежи. Политика доходов – реальный рост, поддержка социально уязвимых граждан, мотиваци гибкая оплата труда. Усиление адресности.

Рост реальной зп – 1,85-1,93 раза,,доля малообеспеченных – 5-6%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: