Переход РБ к рыночной экономике предопределил на рынке труда принципиально новые отношения между собственниками средств производства и собственниками рабочей силы, которые опосредуются через рынок труда. Рабочая сила на рынке функционирует как товар, который покупается и продается, имеет спрос, предложение и цену.
Рынок труда – общественно-экономическая форма движения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике. Рынок труда всеми государствами рассматривается как основа социальной политики. Вопросы занятости, создания эффективных рабочих мест, включения в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями (женщины с детьми, молодежь, инвалиды), конкуренция на рынке труда, повсеместно должны решаться государством
Для возникновения рынка труда необходимы следующие условия:
· личная свобода производителя и право распоряжаться своей способностью к труду;
· прямое или опосредованное отделения работника от средств производства;
|
|
· заинтересованность владельца средств производства в их максимальном использовании.
В условиях становления рыночных отношений важно понять сущность функционирования и особенности формирования рынка труда в республике.
Рынок труда представляет собой сложный соц-эк механизм, включающий совокупность отношений между людьми по поводу воспроизводства трудового потенциала в условиях товарного производства и по его законам. Как экономическая категория рынок труда представляет собой систему производственных отношений между работниками (собственниками рабочей силы), предпринимателями (работодателями) и государством, во-первых, по поводу обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых, по поводу размещения работников в системе общественного разрешения труда в соответствии с законами товарного производства и обращения.
Состояние рынка труда, его конъюнктура зависят от спроса на труд и предложения труда, которые, в свою очередь, находятся в прямой зависимости от оплаты за труд. Если предложение труда превышает спрос, возникает ситуация наличия на рынке «лишнего труда», то есть безработица; если спрос превышает предложение – на рынке труда возникает «недостаток труда», то есть свободные рабочие места. Если же спрос и предложение на рынке труда совпадают, то возникает положение равновесия на рынке труда, то есть полная занятость.
Положение на рынке труда, смещение равновесия в ту либо другую сторону во многом предопределяются состоянием экономики страны.
|
|
Рынок труда как объект управления включает три элемента: предложение, спрос и цену рабочей силы. Основной пропорцией рынка труда выступает отношение между спросом и предложением рабочей силы, позволяющее охарактеризовать конъюнктуру рынка труда, которая может быть:
· равновесной (спрос равен предложению);
· трудоизбыточной (предложение больше спроса);
· трудодефицитной (спрос больше предложения).
Конъюнктура рынка труда оказывает непосредственное воздействие на цену рабочей силы.
Спрос на рабочую силу представляет собой количественное выражение потребности экономики в работающих, в том числе и нереализованной. Другими словами, спрос – это объем и структура общественных потребностей в рабочей силе, характеризующийся наличием свободных рабочих мест и вакансий на конкретную дату.
Для характеристики спроса на рабочую силу используются показатели: количество заявленных вакансий; количество безработных на одну вакансию.
Эти показатели формируются по экономике республики в целом, а также по секторам экономики, отраслям и регионам.
Предложение рабочей силы предопределяется наличием трудового потенциала, представляющего собой совокупную рабочую силу или совокупную общественную способность к труду данного государства, региона. На рынке труда предложение рабочей силы складывается под влиянием множества самых разнообразных факторов: инвестиционной активности, реструктуризации экономики, технических и технологических нововведений и т.д.
Вовлечение рабочей силы в процесс труда определяет занятость населения. Занятость как экономическая категория выражает производственные отношения по поводу включения работника в сферу труда с целью удовлетворения спроса на рабочую силу.
Для характеристики занятости используется система показателей, среди которых определяющее значение имеет уровень занятости. Уровень занятости –это важнейший обобщающий макроэкономический показатель, отражающий соотношение спроса и предложения на рынке труда.
Важным показателем является структура занятости, представляющая собой пропорции в распределении трудовых ресурсов между сферами приложения труда, отраслями народного хозяйства, экономическими районами страны.
Структура занятости рабочей силы, наряду с условиями и организацией труда, в значительной степени определяет уровень производительности общественного труда, является главным показателем использования рабочей силы. Один из важнейших показателей рационального использования трудовых ресурсов – распределение работающего населения между материальным производством и непроизводственной сферой; в их пределах – между отдельными отраслями. Закономерностью общественного развития является постепенное повышение удельного веса занятых в непроизводственной сфере. Структура занятости постоянно совершенствуется и отражает достигнутый уровень развития производительных сил, общественного разделения труда, технической оснащенности отраслей народного хозяйства и производительности общественного труда. Именно структура занятости и обусловленный ею уровень производительности труда являются важнейшими показателями эффективности использования трудовых ресурсов общества.
Ситуация на рынке труда, когда предложение рабочей силы превышает спрос на нее, обусловливает безработицу. Безработица – э то социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в общественном производстве. Безработица создает большие экономические, социальные, психологические проблемы и для тех, кого она поражает, и для общества в целом, ибо «цена» безработицы – это невыпущенная продукция и, следовательно, снижение возможностей роста благосостояния народа.
|
|
В рыночной экономике для снижения безработицы необходимы рост валового внутреннего продукта и снижение инфляции. Но в условиях рыночных отношений невозможно обеспечить стопроцентную занятость населения. Неизбежным считается уровень фрикционной и структурной безработицы, равный 5-6% от численности экономически активного населения, и, следовательно, занятость, составляющая 94-95% от численности экономически активного населения, считается полной занятостью трудоспособного населения.
Для характеристики безработицы принципиально важны два показателя: уровень безработицы и продолжительность безработицы. Уровень безработицы - это удельный вес количества безработных в общей численности экономически активного населения страны. Продолжительность безработицы – промежуток времени, в течение которого осуществляется поиск работы (с момента начала поиска до момента трудоустройства).
Основные параметры, характеризующие состояние рынка труда, можно представить следующим образом.
3. Предложение на рынке труда совокупной рабочей силы.
4. Спрос на рабочую силу со стороны совокупных работодателей – всего;
в том числе:
· предприятий и организаций государственной собственности;
· предприятий смешанной собственности.
3.Спрос на потенциальную рабочую силу, занятую подготовкой к труду и учебой с отрывом от производства.
4.Потенциальная рабочая сила, занятая в домашнем хозяйстве – всего; в том числе безработные.
Сближение спроса и предложения на рабочую силу, снижение безработицы и повышение занятости населения неразрывно связаны с механизмом ГР рынка труда и включают в себя комплекс законодательных, административных, организационных, материальных и психологических мер.
Основными задачами государственной политики в социально-трудовой сфере в 2011-2015 годах является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.
|
|
Исходя их поставленных задач, определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:
создание новых рабочих мест в наукоёмких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;
стимулирование роста занятости в сфере услуг;
создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;
повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;
формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
создание системы социального страхования населения от безработицы.
Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике.
При этом основная цель – не просто обеспечить граждан РБ рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.
Важнейшими принципами ГР занятости являются:
· равные стартовые возможности для всех граждан страны в реализации права на труд и свободного выбора сферы приложения своего труда;
·обеспечение реальной занятости и содействие мобильности трудовых ресурсов;
·обеспечение трудовой мобильности;
·государственные гарантии рабочим и безработным, социальная защита;
· единонаправленность и координация политики занятости с экономической и социальной политикой государства, профсоюзов и работодателей с органами государственного управления;
·сочетание мероприятий местных органов власти в области занятости с централизованными мероприятиями;
· межреспубликанское и международное сотрудничество в решении проблем занятости.
Главные цели и задачи в области регулирования занятости должны соответствовать требованиям, установленным Международной организацией труда (МОТ) и Международным бюро труда (МБТ) по вопросам занятости, а также сложившимся в стране соц-эк условиям и внутреннему законодательству.
Меры государственного воздействия, направленные на разрешение проблем занятости населения: расширение сфер занятости, сохранение рабочих мест и ввод новых, выплату пособий по безработице и т.д. Они делятся на активные и пассивные.
Активные меры направлены на решение проблемы безработицы и повышение уровня занятости: создание рабочих мест, общественные работы, субсидирование, льготное налогообложение, кредитование, льготы по обеспечению материальными ресурсами, гарантийный сбыт продукции, гибкие режимы рабочего времени и т.д. Другими словами, в результате этих мер спрос на рабочую силу увеличивается.
К активным мерам ГР относятся и те, что приводят к сокращению предложения рабочей силы: увеличение продолжительности школьного образования, расширение дневной формы обучения, увеличение продолжительности отпусков по уходу за ребенком, ежегодных отпусков и другие.
В зависимости от складывающейся на рынке труда ситуации активные меры могут обеспечить сокращение спроса на рабочую силу (налог на использование трудовых ресурсов, выплаты за прием на работу и др.) и увеличение предложения рабочей силы.
К пассивным мерам ГР относятся ассигнования на выплату пособий по безработице, частичному возмещению безработным их потерь в доходах. Пассивные меры предусматривают два подхода к организации материальной помощи безработным: создание системы социального страхования и вспомоществования.
Система страхования по безработице является основным источником оказания материальной помощи безработным более чем в 80% развитых стран с рыночной экономикой. Страховые пособия по безработице предоставляются в соответствии с законодательством. Вспомоществование осуществляется в виде помощи (пособия, выплаты).
Регулирование рынка труда, занятости населения в Республике Беларусь осуществляют Министерство труда и социальной защиты и входящие в его структуру гос служба занятости Беларуси, гос инспекция труда и гос миграционная служба.
гос служба занятости включает в себя: Главное управление политики службы занятости Министерства труда и социальной защиты; управления областных служб занятости; городские и районные центры занятости, районные отделения городских центров занятости; информационные центры по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных, их филиалы.
Основными направлениями регулирования занятости в Республике Беларусь являются:
оказание помощи в трудоустройстве и материальная поддержка незанятого населения;
профессиональная подготовка и переподготовка незанятого населения, совершенствование системы профессиональной ориентации;
бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин и др.) с частичной компенсацией затрат на эти цели из средств Государственного фонда занятости;
развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;
разработка программ, предусматривающих конкретные меры по совершенствованию регуляторов рынка труда и занятости населения в республике:
создание рабочих мест в перспективных конкурентоспособных отраслях и в сфере обслуживания населения и производства;
эффективная поддержка малого и среднего предпринимательства;
развитие системы адресно-ориентированной переподготовки кадров в соответствии с потребностями народного хозяйства и структурной перестройкой экономики;
формирование мотивационных стимулов к труду;
углубление и расширение социальной защиты безработных, других групп населения, нуждающихся в поддержке на рынке труда (пособия, льготы, общественные работы, квота для определенных групп населения, профессиональная подготовка для впервые вышедших на рынок труда);
совершенствование налогообложения предприятий, создающих новые рабочие места.
Важнейшим документом, отражающим комплекс мер по реализации государственной политики в сфере занятости, является гос программа содействия занятости населения РБ, разрабатываемая на конкретный период (как правило, очередной год). Ее основные параметры рассчитываются на основе годового прогноза соц-эк развития РБ.
Основная цель Программы – о существление практических мер, направленных на создание новых рабочих мест и обеспечение равных возможностей для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; организация профессиональной подготовки и переподготовки; содействие предпринимательской инициативе и поддержка самозанятости безработных граждан; развитие системы общественных работ; обеспечение целевой поддержки и социальной защиты граждан, временно потерявших работу.
На основе Государственной программы занятости местные органы власти разрабатывают региональные программы. Начиная с 1998 г., в республике разрабатываются отраслевые и региональные программы создания новых рабочих мест.
Финансовой основой осуществления мер по регулированию занятости в Республике Беларусь являются ресурсы Фонда социальной защиты населения. Они используются для выплаты пособий по безработице и проведения мероприятий по содействию занятости. Используются также и бюджетные средства.
В Республике Беларусь гос политика занятости, ее правовое регулирование выражены в ряде законодательных актов и, прежде всего, в Конституции РБ и Кодексе законов о труде РБ, в Законах «О занятости населения», «О мерах по социальной защите населения и регулированию оплаты труда», «О пенсионном обеспечении», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и других.
В условиях становления рыночных отношений программно-целевой метод постоянно задействован для решения важнейших проблем на всех уровнях управленческой иерархии.