Государственное регулирование рынка труда и занятости населения

Переход РБ к рыночной экономике пре­допределил на рынке труда принципиально новые отношения между собственниками средств производства и собственника­ми рабочей силы, которые опосредуются через рынок труда. Рабочая сила на рынке функционирует как товар, который покупается и продается, имеет спрос, предложение и цену.

Рынок труда – общественно-экономическая форма дви­жения трудовых ресурсов (рабочей силы), соответствую­щая товарной экономике. Рынок труда всеми государствами рассматривается как основа социальной политики. Вопросы занятости, создания эффективных рабочих мест, включения в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями (женщины с детьми, молодежь, инвалиды), конкуренция на рынке труда, повсеместно должны решаться государством

Для возникновения рынка труда необходимы следующие условия:

· личная свобода производителя и право распоряжаться своей способностью к труду;

· прямое или опосредованное отделения работника от средств производства;

· заинтересованность владельца средств производства в их максимальном использовании.

В условиях становления рыночных отношений важно по­нять сущность функционирования и особенности формиро­вания рынка труда в республике.

Рынок труда представляет собой сложный соц-эк механизм, включающий совокупность отношений между людьми по поводу воспроизводства трудового потенци­ала в условиях товарного производства и по его законам. Как экономическая категория рынок труда представляет собой си­стему производственных отношений между работниками (соб­ственниками рабочей силы), предпринимателями (работодате­лями) и государством, во-первых, по поводу обмена индивиду­альной способности к труду на фонд жизненных средств, необ­ходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых, по поводу размещения работников в системе общественного раз­решения труда в соответствии с законами товарного производ­ства и обращения.

Состояние рынка труда, его конъюнктура зависят от спро­са на труд и предложения труда, которые, в свою очередь, нахо­дятся в прямой зависимости от оплаты за труд. Если предло­жение труда превышает спрос, возникает ситуация наличия на рынке «лишнего труда», то есть безработица; если спрос пре­вышает предложение – на рынке труда возникает «недостаток труда», то есть свободные рабочие места. Если же спрос и пред­ложение на рынке труда совпадают, то возникает положение равновесия на рынке труда, то есть полная занятость.

Положение на рынке труда, смещение равновесия в ту либо другую сторону во многом предопределяются состоянием экономики страны.

Рынок труда как объект управления включает три эле­мента: предложение, спрос и цену рабочей силы. Основной про­порцией рынка труда выступает отношение между спросом и предложением рабочей силы, позволяющее охарактеризовать конъюнктуру рынка труда, которая может быть:

· равновесной (спрос равен предложению);

· трудоизбыточной (предложение больше спроса);

· трудодефицитной (спрос больше предложения).

Конъюнктура рынка труда оказывает непосредственное воздействие на цену рабочей силы.

Спрос на рабочую силу представляет собой количествен­ное выражение потребности экономики в работающих, в том числе и нереализованной. Другими словами, спрос – это объем и структура общественных потребностей в рабочей силе, ха­рактеризующийся наличием свободных рабочих мест и вакан­сий на конкретную дату.

Для характеристики спроса на рабочую силу используют­ся показатели: количество заявленных вакансий; количество безработных на одну вакансию.

Эти показатели формируются по экономике республики в целом, а также по секторам экономики, отраслям и регионам.

Предложение рабочей силы предопределяется наличием трудового потенциала, представляющего собой совокупную ра­бочую силу или совокупную общественную способность к тру­ду данного государства, региона. На рынке труда предложение рабочей силы складывается под влиянием множества самых разнообразных факторов: инвестиционной активности, рест­руктуризации экономики, технических и технологических но­вовведений и т.д.

Вовлечение рабочей силы в процесс труда определяет заня­тость населения. Занятость как экономическая категория вы­ражает производственные отношения по поводу включения работника в сферу труда с целью удовлетворения спроса на рабочую силу.

Для характеристики занятости используется система по­казателей, среди которых определяющее значение имеет уро­вень занятости. Уровень занятости –это важнейший обобща­ющий макроэкономический показатель, отражающий соотно­шение спроса и предложения на рынке труда.

Важным показателем является структура занятости, представляющая собой пропорции в распределении трудовых ресурсов между сферами приложения труда, отраслями народ­ного хозяйства, экономическими районами страны.

Структура занятости рабочей силы, наряду с условиями и организацией труда, в значительной степени определяет уро­вень производительности общественного труда, является глав­ным показателем использования рабочей силы. Один из важ­нейших показателей рационального использования трудовых ресурсов – распределение работающего населения между ма­териальным производством и непроизводственной сферой; в их пределах – между отдельными отраслями. Закономерностью общественного развития является постепенное повышение удельного веса занятых в непроизводственной сфере. Структу­ра занятости постоянно совершенствуется и отражает достиг­нутый уровень развития производительных сил, общественно­го разделения труда, технической оснащенности отраслей на­родного хозяйства и производительности общественного тру­да. Именно структура занятости и обусловленный ею уро­вень производительности труда являются важнейшими по­казателями эффективности использования трудовых ресур­сов общества.

Ситуация на рынке труда, когда предложение рабочей силы превышает спрос на нее, обусловливает безработицу. Безрабо­тица – э то социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы не занята в общественном производстве. Безра­ботица создает большие экономические, социальные, психоло­гические проблемы и для тех, кого она поражает, и для обще­ства в целом, ибо «цена» безработицы – это невыпущенная про­дукция и, следовательно, снижение возможностей роста благо­состояния народа.

В рыночной экономике для снижения безработицы необ­ходимы рост валового внутреннего продукта и снижение инф­ляции. Но в условиях рыночных отношений невозможно обес­печить стопроцентную занятость населения. Неизбежным считается уровень фрикционной и структур­ной безработицы, равный 5-6% от численности экономически активного населения, и, следовательно, занятость, составляющая 94-95% от численности экономически активного населения, считается полной занятостью трудоспособного населения.

Для характеристики безработицы принципиально важны два показателя: уровень безработицы и продолжительность безработицы. Уровень безработицы - это удельный вес коли­чества безработных в общей численности экономически активного населения страны. Продолжительность безработи­цы – промежуток времени, в течение которого осуществляет­ся поиск работы (с момента начала поиска до момента трудо­устройства).

Основные параметры, характеризующие состояние рынка труда, можно представить следующим образом.

3. Предложение на рынке труда совокупной рабочей силы.

4. Спрос на рабочую силу со стороны совокупных работода­телей – всего;

в том числе:

· предприятий и организаций государственной соб­ственности;

· предприятий смешанной собственности.

3.Спрос на потенциальную рабочую силу, занятую подго­товкой к труду и учебой с отрывом от производства.

4.Потенциальная рабочая сила, занятая в домашнем хо­зяйстве – всего; в том числе безработные.

Сближение спроса и предложения на рабочую силу, сниже­ние безработицы и повышение занятости населения неразрыв­но связаны с механизмом ГР рынка труда и включают в себя комплекс законодательных, административных, организационных, материальных и психо­логических мер.

Основными задачами государственной политики в социально-трудовой сфере в 2011-2015 годах является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда.

Исходя их поставленных задач, определены следующие приоритетные направления политики занятости населения:

создание новых рабочих мест в наукоёмких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;

стимулирование роста занятости в сфере услуг;

создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;

повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;

формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;

создание системы социального страхования населения от безработицы.

Результатами достижения поставленных задач станет рост уровня занятости населения до 80 процентов к трудовым ресурсам, повышение доли работающих в сфере услуг до 58 процентов от общей численности занятых в экономике.

При этом основная цель – не просто обеспечить граждан РБ рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.

Важнейшими принципами ГР занятости являются:

· равные стартовые возможности для всех граждан стра­ны в реализации права на труд и свободного выбора сферы приложения своего труда;

·обеспечение реальной занятости и содействие мобильности трудовых ресурсов;

·обеспечение трудовой мобильности;

·государственные гарантии рабочим и безработным, со­циальная защита;

· единонаправленность и координация политики занято­сти с экономической и социальной политикой государства, проф­союзов и работодателей с органами государственного управле­ния;

·сочетание мероприятий местных органов власти в об­ласти занятости с централизованными мероприятиями;

· межреспубликанское и международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Главные цели и задачи в области регулирования занятости должны соответствовать требованиям, установленным Между­народной организацией труда (МОТ) и Международным бюро труда (МБТ) по вопросам занятости, а также сложившимся в стране соц-эк условиям и внутреннему за­конодательству.

Меры государственного воздействия, направленные на раз­решение проблем занятости населения: расширение сфер занято­сти, сохранение рабочих мест и ввод новых, выплату пособий по безработице и т.д. Они делятся на активные и пассивные.

Активные меры направлены на решение проблемы безработи­цы и повышение уровня занятости: создание рабочих мест, об­щественные работы, субсидирование, льготное налогообложе­ние, кредитование, льготы по обеспечению материальными ре­сурсами, гарантийный сбыт продукции, гибкие режимы рабо­чего времени и т.д. Другими словами, в результате этих мер спрос на рабочую силу увеличивается.

К активным мерам ГР от­носятся и те, что приводят к сокращению предложения рабочей силы: увеличение продолжительности школьного образования, расширение дневной формы обучения, увеличение продолжительности отпусков по уходу за ребенком, ежегодных отпусков и другие.

В зависимости от складывающейся на рынке труда ситуа­ции активные меры могут обеспечить сокращение спроса на рабочую силу (налог на использование трудовых ресурсов, вып­латы за прием на работу и др.) и увеличение предложения рабочей силы.

К пассивным мерам ГР от­носятся ассигнования на выплату пособий по безработице, час­тичному возмещению безработным их потерь в доходах. Пас­сивные меры предусматривают два подхода к организации материальной помощи безработным: создание системы соци­ального страхования и вспомоществования.

Система страхования по безработице является основным источником оказания материальной помощи безработным бо­лее чем в 80% развитых стран с рыночной экономикой. Стра­ховые пособия по безработице предоставляются в соответствии с законодательством. Вспомоществование осуществляется в ви­де помощи (пособия, выплаты).

Регулирование рынка труда, занятости населения в Рес­публике Беларусь осуществляют Министерство труда и соци­альной защиты и входящие в его структуру гос служба занятости Беларуси, гос инспекция труда и гос миграционная служба.

гос служба занятости включает в себя: Глав­ное управление политики службы занятости Министер­ства труда и социальной защиты; управления областных служб занятости; городские и районные центры занятости, районные отделения городских центров занятости; информационные цен­тры по профессиональной подготовке, повышению квалифика­ции и переподготовке безработных, их филиалы.

Основными направлениями регулирования занятости в Рес­публике Беларусь являются:

оказание помощи в трудоустройстве и материальная поддержка незанятого населения;

профессиональная подготовка и переподготовка неза­нятого населения, совершенствование системы профессиональ­ной ориентации;

бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоус­тройства граждан, не способных на равных условиях конкури­ровать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин и др.) с частичной компенсацией затрат на эти цели из средств Госу­дарственного фонда занятости;

развитие информационно-справочной сети, обеспечи­вающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

разработка программ, предусматривающих конкретные меры по совершенствованию регуляторов рынка труда и заня­тости населения в республике:

создание рабочих мест в перспективных конкуренто­способных отраслях и в сфере обслуживания населения и про­изводства;

эффективная поддержка малого и среднего пред­принимательства;

развитие системы адресно-ориентированной переподготовки кадров в соответствии с потребностями народ­ного хозяйства и структурной перестройкой экономики;

фор­мирование мотивационных стимулов к труду;

углубление и расширение социальной защиты безработных, других групп населения, нуждающихся в поддержке на рынке труда (посо­бия, льготы, общественные работы, квота для определенных групп населения, профессиональная подготовка для впервые вышедших на рынок труда);

совершенствование налогообло­жения предприятий, создающих новые рабочие места.

Важнейшим документом, отражающим комплекс мер по реализации государственной политики в сфере занятости, является гос программа содействия занятости населения РБ, разрабатываемая на конкретный период (как правило, очередной год). Ее основные параметры рассчитыва­ются на основе годового прогноза соц-эк развития РБ.

Основная цель Программыо существление практических мер, направленных на создание новых рабочих мест и обеспечение равных возможностей для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; организация профессиональной подготовки и переподготовки; содействие предпринимательской инициативе и поддержка самозанятос­ти безработных граждан; развитие системы общественных ра­бот; обеспечение целевой поддержки и социальной защиты граждан, временно потерявших работу.

На основе Государственной программы занятости местные органы власти разрабатывают региональные программы. Начиная с 1998 г., в республике разрабатываются отраслевые и региональные программы создания новых рабочих мест.

Финансовой основой осуществления мер по регулирова­нию занятости в Республике Беларусь являются ресурсы Фонда социальной защиты населения. Они исполь­зуются для выплаты пособий по безработице и проведения мероприятий по содействию занятости. Используются также и бюджетные средства.

В Республике Беларусь гос политика занято­сти, ее правовое регулирование выражены в ряде законодатель­ных актов и, прежде всего, в Конституции РБ и Кодексе законов о труде РБ, в Зако­нах «О занятости населения», «О мерах по социальной защите населения и регулированию оплаты труда», «О пенсионном обеспечении», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» и других.

В условиях становления рыночных отношений программно-целевой метод постоянно задействован для решения важнейших проблем на всех уровнях управленческой иерархии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: