Романтизм и его художественные принципы, творчество поэтов – лейкистов

Признаки романтизма:

- Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека.

- Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, непримиримой с миром. Это человек не только свободен духом, но еще особенный и необычный. Чаще всего это одиночка, которого не понимает большинство других людей.

- Культ чувств, природы и естественного состояния человека. Отрицание рационализма, культа разума и упорядоченности.

- Существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности. Между ними существует непоправимое несоответствие. Это приводит художников-романтиков в настроение отчаяния и безнадежности, «мировой скорби».

- Обращение к народным сюжетам, фольклору, заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания. Активный интерес к национальному, народному. Поднятие национального самосознания, нацеленность на самобытность среди творческих кругов европейских народов.

- В литературе и живописи становятся популярны развернутые описания экзотической природы, бурных стихий, а также образы «естественных» людей, «не испорченных» цивилизацией.

Романтизм напрочь отказался от использования сюжетов об античности, популярных в эпоху классицизма. Он привел к возникновению и утверждению новых литературных жанров - песенной баллады, основанной на фольклоре, лирической песни, романсов, исторических романов.

Выдающиеся представители романтизма в литературе: Джордж Гордон Байрон, Виктор Гюго, Уильям Блейк, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Вальтер Скотт.

«Озерная школа» — группа английских поэтов-романтиков, с именами которых связан ранний этап английского романтизма. В нее входили Уильям Вордсворт (1770–1850), Сэмюэл Тейлор Кольридж (1772–1834), Роберт Саути (1774–1843). Они жили в краю озер, поэтому их стали называть лейкистами (от английского lake — озеро).

Все три поэта в молодости поддерживали Великую Французскую революцию. Но после 1794 г. они отходят от этих позиций, напуганные казнью Людовика XVI, разгулом якобинского террора во Франции.

В 1795 г. впервые встречаются Вордсворт и Кольридж. Их объединяет разочарование в революции, стра­шит буржуазный мир. В этих условиях они создают сборник «Лирические баллады» (1798). Предисловие Вордсворта ко второму изданию «Лирических баллад» (1800) стало манифестом английского романтизма. Вордсворт так формулирует задачи авторов: «Итак, главная задача этих Стихотворений состояла в том, чтобы отобрать случаи и ситуации из повседневной жизни и пересказать или описать их, постоянно пользуясь, насколько это возможно, обыденным языком, и в то же время расцветить их красками воображения.

Вордсворт вносит большой вклад в английскую поэзию, порывая с условностью поэтического языка XVIII века, приближая стихотворный язык к живой народной речи. Переворот, совершенный Вордсвортом и Кольриджем, А. С. Пушкин охарактеризовал так: «В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному».

Вордсворт — мастер пейзажа в английской романтической поэзии. Он сумел передать многообразие состояний природы, острое переживание ее красоты. Природа, звери и птицы предстают загадочными в стихотворениях поэта. Так, маленькая птичка, кукование которой слышит лирический герой стихотворения «Кукушка», недоступна его взорам. Она кажется герою то нежным стоном, то звонким голосом тишины. Поэт сравнивает кукушку с любовью и счастьем, которые, как и она, не видимы и не достижимы. Кукушка становится воплощением недостижимого идеала, тайны природы и бытия:

Вордсворт стремится проникнуть в психологию крестьянина. В его ранних произведениях заметно влияние «Песен невинности» первого английского поэта-романтика У. Блейка, считавшего, что именно в ребенке воплощен идеал естественности. У Вордсворта естественность чувств сохраняют прежде всего крестьянские дети. В его балладе «Нас семеро» рассказывается о восьмилетней девочке. Она наивно уверена в том, что в их семье семеро детей, не сознавая, что двое из них умерли. Поэт же видит в ее ответах мистическую глубину. Девочка интуитив­но догадывается о бессмертии души.

Но город, цивилизация лишают детей естественных привязанностей. В балладе «Бедная Сусанна» пение дрозда напомни­ло юной Сусанне «родимый край — на склоне гор цветущий рай». Но «виденье скоро пропадает». Что ждет девочку в городе? —

Несколько иной путь в «Лирических балладах» избирает Кольридж. Если Вордсворт писал о необычности обыденного, то Кольридж — об исключительных романтических событиях. Наиболее известным произведением Кольриджа стала баллада «Сказание старого морехода». Старый моряк останавливает юношу, спешащего на пир, и рассказывает ему свою необыкновенную историю. Во время одного из путешествий моряк убил альбатроса — птицу, приносящую кораблям удачу. И на его ко­рабль пришла беда: кончилась вода, умерли все матросы, и мо­ряк остался один среди трупов. Тогда он понял, что причиной несчастья было его злое дело, и вознес к небу покаянную молит­ву. Сразу подул ветер, корабль пристал к земле. Не только жизнь, но и душа моряка была спасена. Герой Кольриджа, вна­чале лишенный духовного начала, в своем страдании прозревает. Он узнает о существовании иного, высшего мира. Пробужденная совесть открывает ему высшие нравственные ценности. Этот романтический идеал окрашен мистикой. В балладе проявились характерные черты романтического образа — его фрагментарность и символичность.

Роберт Саути в начале творческого пути обращается к жанру баллады, в котором он чаще всего использует средневековые сюжеты («Адельстан», «Варвик», «Суд божий над епископом»). Баллады Саути были популярны в России благодаря переводам В. А. Жуковского.

В балладе «Суд божий над епископом» (1799) особенно отчетливо проявилось пристрастие Саути ко всему таинственному, сверхъестественному, мистическому и ужасному. Во время страшного голода, уносящего жизни его прихожан епископ Гаттон, в амбарах которого сохранился прошлогодний урожай, обнаружил удивительную скупость и жестокосердие. Он не только отказывается поделиться с голодающими хлебом, но задумывает и совершает страшное преступление: созвав несчастных якобы для того, чтобы раздать им хлеб, епископ сжигает их в амбаре. За совершенное преступление бог наказывает епископа нашествием мышей на его замок. Гаттон пытается спастись в башне на берегу Рейна, но тщетно. Мыши переплывают реку. Страшного грешника настигает возмездие.

В 1813 г. Саути был назначен придворным стихотворцем. Байрон высмеял Саути за угодничество в посвящении к поэме «Дон Жуан». В этот период творчества Саути выступает против парламентских реформ и национально освободительной борьбы ирландцев. Намечается переход поэта к прозаическим жанрам. В биографиях «Жизнь Нельсона» (1813), «Жизнь Уэсли» (1820) проявились националистические настроения Саути.

Таким образом, для представителей «озерной школы» характерно сочетание смелых эстетических исканий, интерес к родной истории, стилизация форм народного творчества — и консервативность политических и философских взглядов. В 1809 г. вышла в свет сатира «Английские барды и шотландские обозреватели», автором которой был крупнейший английский поэт-романтик Дж. Г. Байрон. В этом произведении Байрон дает резкую критическую оценку «озерной школы». Для Байрона Кольридж — «надутой музы данник томный», Саути — «делатель баллад», а Вордсворт поет «детские рулады». «Злой банде» ничтожных рифмачей Байрон противопоставляет английского писателя, основоположника исторического романа Вальтера Скотта.

Поэтам «озерной школы» принадлежит заслуга разработки и теоретического осмысления новой романтической поэтики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: