Реализм, его отличительные черты. Романы «характера и среды» Томаса Гарди

Как ведущее направление - 30-40-е годы XIX в. расцвет - во второй половине 40-х годов. Викторианство - идеология, образ мыслей и жизни, духовная атмосфера, комплекс нравственных и этических установлений, свидетельствующих о благополучном поступательном развитии общества в целом. Одно время оно сводилось лишь к позитивным сторонам викторианской культуры, к якобы устойчивым эстетическим и этическим нормам. Однако «Блестящая плеяда» английских писателей открыла политические и социальные истины и показала в своих творениях все слои буржуазии и изобразила их полными самомнения, и цивилизованный мир подтвердил их приговор.

XIX в. – расцвет романа, связанного с активной политической и социальной жизнью страны, отражающий духовные потребности общества. Национальное своеобразие английского критического реализма - сатирическая обличительная направленность творчества большинства крупных писателей. Дидактизм и нравственные категории, формирующиеся в викторианскую эпоху в общем русле развития наук, особенно политэкономии, социологии, философии, накладывают определенный отпечаток на произведения Диккенса и Ш. Бронте, Теккерея и Д. Элиот.

В историко-литературном процессе Англии XIX в. можно выделить три основных периода. Первый период - 30-е годы; второй - 40-е," или «голодные сороковые»; третий - 50-60-е годы.

В социальных романах «голодных сороковых» - Диккенса и Теккерея, сестер Бронте - получили отражение и идеи века, и состояние общественного движения, и нравственные принципы эпохи

английские романисты показали реальное положение вещей. Они обогатили роман, привнеся в него элемент публицистичности, плакатности, прямой полемики с существующими идеями и философскими концепциями и смогли отстоять в литературе и духовной жизни нации высокие нравственные идеалы и критерии правды и гуманизма. Диккенс и Теккерей, сестры Бронте и Э. Гаскелл смогли обогатить художественную палитру своего творчества тем, что внесли в реалистическую структуру повествования символику и метафору, элементы театра, пародии, сатиры, бурлеска и пантомимы. Они значительно расширили значимость самостоятельности персонажа, чрезвычайно разнообразили повествовательную линию и обогатили диалог.

На первом этапе викторианского периода жанр романа прочно завоевывает себе популярность. Диккенс и Теккерей, сестры Бронте и Гаскелл помогли своим современникам задуматься над коренными проблемами эпохи, раскрыли перед ними глубину социальных противоречий. Со страниц их романов страшными глазами смотрели нищета и страдания народа. И не «старая добрая Англия», а страна, раздираемая противоречиями, была изображена в их книгах. Собственно, это была не одна Англия, а две - Англия богатых и Англия бедных.

В наследии Томаса Гарди «романы характеров и среды» наиболее интересны для современного читателя. Эти произведения — национально-самобытное, самое яркое и последовательно развернутое свидетельство демократизации английской литературы в последнюю треть XIX в.

«Тэсс из рода д’Эрбервилей» (1891). Другие романы во многом не уступают ей.

Пейзаж полнее и лучше представлен в романе «Возвращение на родину» (1878); выразительные характеры встречались и ранее: Майкл Хенчард — герой «Мэра Кестербриджа» (1886) — может поспорить с Тэсс; критический пафос более сокрушителен в «Джуде Незаметном». И все же никакая другая книга не производит столь цельного впечатления. Правда, поэзия, мастерство сливаются в «Тэсс», как ни в какой иной книге Гарди.

Народность Гарди проявилась в глубоком изображении трагедии народа в период проникновения капиталистических отношений в те сельские районы, в которых еще сохранялась патриархальная народная культура. Народность Гарди - в выражении народных интересов, в великолепном знании на­родных обычаев, взглядов, в глубоком освоении фольклора.

Томас Гарди резко выступил против тяготения к компро­миссу в английской литературе. В его романах 70-90-х годов конфликты достигают трагической остроты и непримиримо­сти. Трагическое у Гарди отличается глубиной социального содержания и большой художественной силой.

Гарди объединял свои романы в следующие группы: «Ро­маны характеров и среды» (Novels of Characters and Environ­ment), «Романы изобразительные и экспериментальные» (No­vels of Ingenuity and Experiment), «Романтические истории и фантазии» (Romances and Fantasies). Среди этих, групп выделяется первая, состоящая из семи книг. В неё включен и роман «Тэсс из рода д'Эрбервилей» (Tess of the d'Urbervilles, 1891)

«Романы характеров и среды» объединяются общим местом действия - Уэссексом. Слово «Уэссекс» Гарди взял из древней английской истории и использовал его для обозначения не­скольких юго-западных графств (Дорсетшир, Девоншир, Берк­шир и др.). Сам Гарди говорил о том, что в изображенном им городе Кестербрндже очень много от реального Дорчестера. Сюжеты лучших романов Гарди строятся как трагическая история жизни главного героя (Тесс)

Трагедия Тэсс осмысливается как социальная трагедия, но подчас писатель склонен видеть в ее судьбе какую-то игру роковых сил, возмездие за грехи предков. Обращаясь к фата­листической идее возмездия для объяснения трагического, Гарди в то же время высказывает сомнение в ее абсолютном значении, склоняясь к здравому смыслу простых людей, не согласному с идеей предопределенности страданий и трагиче­ских страстей. Случайности и предзнаменования, которых много в романе, говорят не о действии фатальных сил, а пере­дают ощущение неизбежности трагедии в существующих со­циальных обстоятельствах. Трагической иронией проникнуты последние слова романа: «Правосудие» свершилось, и Глава бессмертных (по Эсхилу) закончил игру свою с Тэсс». Повест­вуя о трагической истории женщины-батрачки, Гарди обви­няет жестокое и несправедливое буржуазное общество.

Творчество Гарди является своеобразным итогом развития английского критического реализма XIX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: