Классификация систем

Классификационные признаки систем -непосредственно определяются целями

систем, а также целями их исследования. Таким образом системы, в том числе и

организационные; могут быть классифицированы в зависимости от свойств

целеполагания, характера и уровня взаимосвязи между элементами и

взаимоотношением границ системы (внешней и внутренней среды).

Наиболее распространенная классификация организационных систем:

1. Естественные и искусственные системы. Естественные системы: создаются

природой или обществом. Искусственные создаются для реализации целей людей.

Поэтому большинство организационных систем имеют характер искусственных.

2.Открытые и закрытые системы. Где открытые системы характеризуются -

наличием разветвленных связей с внешней средой и зависимостью от нее, т.е.

открытые системы это, системы находящиеся в постоянном обмене информацией,

ресурсами. Закрытые системы это системы, которые характерны наличием тесных

внутренних связей и отсутствием связей с внешней средой.

Для эффективного существования организационной системы необходимо с одной

стороны поддерживать, создавать необходимые связи с внешней средой,

исследовать ее для обеспечения адаптивных свойств. Но с другой стороны, для

предотвращения «размывания» организации во внешней среде необходимо

поддерживать стабильность в системе за счет укрепления внутренних

взаимосвязей. Одной из задач менеджмента является создание информационных

систем, в которых определяется направленность информационных потоков как

внутри системы так и с внешней средой.

3. Детерминированные и вероятностные системы. Детерминация определение

причинно-следственных связей. Вероятностный подход означает, что одна и та же

причина может приводить к разным следствиям, или же разные причины могут

давать одинаковые результаты. Организация представляет собой систему, которая

в результате процессов управления, переходит из вероятностной в

детерминированную систему связи. Наиболее эффективными организационными

системами являются детерминированные системы с возможностью изменения функций

и структуры системы в зависимости от условий внешних и внутренних факторов.

4. Кибернетические и идеологические системы. Кибернетические, имеющие внешнюю

цель развития, целенаправленное поведение. Идеологические, имеющие внутреннюю

цель развития.

Кроме этого в различных научных дисциплинах, в теории организации

используется следующая классификация организационных систем:

1. Любую организацию можно разделить на формальную и неформальную системы.

Формальная система характеризует официальный статус элементов организации, их

жесткое закрепление в иерархии реализации управленческих решений и

соответствует формальной структуре организации. Неформальные системы

основываются на прямых информационных контактах, а также на интересах и

желаниях членов организации. В любой организации можно выделить конечное

число формальных систем и бесконечное, постоянно меняющееся, число

неформальных систем. Неформальные отношения могут как повышать эффективность

системы, так и уменьшать.

2. Жесткие и мягкие системы.

3. Вертикальные и горизонтальны системы

По уровню иерархии системы классифицируются на:

1. Неживые: статистические структуры, простые динамические системы с

заданным движением, кибернетические системы с обратной связью.

2. Живые: открытые системы с самосохраняемой структурой (уровень клеток),

живые организмы с низкой способностью воспринимать информацию (уровень

растений), живые организмы с более развитой способностью воспринимать

информацию (животные), люди (самосознание, мышление, нетривиальное поведение),

социальные системы, социальные организации (общество), трансцендентные системы

(лежащие сегодня вне нашего сознания).

Все организации являются системами.

Таким образом в основе всех видов классификаций лежат характер и

направленность организационных отношений, складывающихся в процессе

производства, труда, социальной деятельности работников. Цель классификации -

ограничить выбор подходов к отображению системы, сопоставить выделенным

классам приемы и методы системного подхода, что должно привести к

улучшению управляемости заданной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: