Классификация методов

В отечественной психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву).

1. К первой группе методов, которые условно принято называть организационными, относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод - сопоставление разных групп испытуемых, или выборок, сопоставление различных типов малых групп, сравнение больных со здоровыми и т.п.

В психологии развития сравнительный метод выступает в двух основных формах: в виде метода возрастных (поперечных) срезов и лонгитюдных (продольных) исследований.

Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

При этом применяется как наблюдение, так и экспериментальные и тестовые методики.

Вариантом сравнительного метода, специфичным для возрастной и педагогической психологии, считается генетический метод.

Этот метод применяется в вариантах:

1)генеалогическое исследование (изучение родственников);

2) исследование приемных детей и родителей;

3) исследование близнецов (сравнение близнецов из монозиготных и дизиготных пар).

2. Вторую, самую обширную, группу составляют эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе относятся:

- наблюдение (включая самонаблюдение),

- экспериментальные методы;

- психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа);

- анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода);

- биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.).

3. Третью группу составляют методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).

4. Четвертая группа — интерпретационные методы. К ним относятся генетический и структурный методы.

Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в

характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития.

Структурный метод определяет горизонтальные, структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

Тестирование — это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Тест (англ. test — проба, испытание, проверка) - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных или качественных индивидуально-психологических различий.

Классификации тестов:

1)по особенностям используемых тестовых задач на тесты вербальные и тесты практические;

2) по формам процедуры обследования — на тесты групповые и индивидуальные;

3) по направленности — на тесты интеллекта и тесты личности;

4) в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений - на тесты скорости и тесты результативности;

5) тесты различаются также по принципам конструирования, например, в последние десятилетия активно разрабатываются компьютерные тесты.

Проективные методы (лат. projectio — выбрасывание вперед) — совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: