В отечественной психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву).
1. К первой группе методов, которые условно принято называть организационными, относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.
Сравнительный метод - сопоставление разных групп испытуемых, или выборок, сопоставление различных типов малых групп, сравнение больных со здоровыми и т.п.
В психологии развития сравнительный метод выступает в двух основных формах: в виде метода возрастных (поперечных) срезов и лонгитюдных (продольных) исследований.
Сравнительно-возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных особенностей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.
При этом применяется как наблюдение, так и экспериментальные и тестовые методики.
Вариантом сравнительного метода, специфичным для возрастной и педагогической психологии, считается генетический метод.
Этот метод применяется в вариантах:
1)генеалогическое исследование (изучение родственников);
|
|
2) исследование приемных детей и родителей;
3) исследование близнецов (сравнение близнецов из монозиготных и дизиготных пар).
2. Вторую, самую обширную, группу составляют эмпирические методы добывания научных данных. К этой группе относятся:
- наблюдение (включая самонаблюдение),
- экспериментальные методы;
- психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью и беседа);
- анализ процессов и продуктов деятельности (рисунков, лепки, ученических работ различного рода);
- биографические методы (анализ событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т.д.).
3. Третью группу составляют методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный анализы (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями).
4. Четвертая группа — интерпретационные методы. К ним относятся генетический и структурный методы.
Генетический позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в
характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает вертикальные генетические связи между уровнями развития.
Структурный метод определяет горизонтальные, структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.
Тестирование — это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.
Тест (англ. test — проба, испытание, проверка) - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных или качественных индивидуально-психологических различий.
|
|
Классификации тестов:
1)по особенностям используемых тестовых задач на тесты вербальные и тесты практические;
2) по формам процедуры обследования — на тесты групповые и индивидуальные;
3) по направленности — на тесты интеллекта и тесты личности;
4) в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений - на тесты скорости и тесты результативности;
5) тесты различаются также по принципам конструирования, например, в последние десятилетия активно разрабатываются компьютерные тесты.
Проективные методы (лат. projectio — выбрасывание вперед) — совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.