В процессе развития ребёнок проходит через несколько возрастных периодов. Каждый период, по мнению Д.Б. Эльконина, характеризуется своей социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, центральными психическими новообразованиями и возрастными изменениями всей психики ребенка в целом.
Основным механизмом психического развития являются противоречия двух типов: между потребностями и возможностями ребенка и между уровнем развития ребенка и его неадекватной
социальной позицией. Обострение противоречий порождает кризисы развития - переломные моменты развития.
Понятие возраста. Новообразования возраста.
Возраст – определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:
1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни человека (по паспорту);
2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей, функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы и т.п.);
|
|
3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается:
а) умственный возраст
б) социальная зрелость - социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает)
в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.
В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.
НОВООБРАЗОВАНИЕ ВОЗРАСТА (возрастное психологическое новообразование) - та способность, которая складывается у ребенка в ходе осуществления ведущей деятельности (в ходе психического развития).