Осмысление проблемы истинности знаний в философии нашло проявление в формировании различных теорий, по-разному понимающих саму истину. В классической теории, которая получила название «Корреспондентная», истина понимается как знание, соответствующее реальности, отражаемым предметам. В «Когерентной концепции истины» основным критерием истинности знания является его согласованность с более широкой областью знания. Эта теория отражает реальные механизмы рациональной преемственности знания, т.к. действительно более достоверные знания чаще всего логически не противоречат имеющимся знаниям. В «Прагматической концепции истины» истинным признаётся знание, которое приносит пользу человеку. Например, у Джеймса истинность суждения «Бог существует» не зависит от реальности существования Бога, а обусловлено убеждением полезности веры в реальность Бога.
Попытаемся более подробно рассмотреть основные проблемы истины на примере классической теории.
Как мы выяснили, истиной в классической философской традиции называют знание, содержание которого соответствует отображаемому в нем материальному или идеальному объекту. Истина - это объективное содержание понятий, идей, теорий, данное человеку в формах его деятельности или логики мышления. Термин «истина» употребляется и в смысле обозначения объективного содержания самого знания, и в смысле одной из сущностных характеристик знания.
|
|
Понимание истины как адекватного отображения объекта восходит к древнегреческому философу Аристотелю. В Новое время оно разделялось в основном мыслителями материалистической традиции (Бэкон, Спиноза, Гельвеций, Дидро, Гольбах, Ломоносов, Герцен, Фейербах, Энгельс и др.). Объективные идеалисты понимают истину как мысленное воспроизведение человеком объективной духовной субстанции, сущности бытия. Субъективно-идеалистический эмпиризм понимает истину как соответствие мышления ощущениям субъекта (Юм, Рассел) или как взаимо-согласованность ощущений (Мах, Авенариус). Неопозитивисты понимают истинность как согласованность предложений науки с чувственным опытом. Экзистенциалисты - как форму психологического состояния личности.
Истина может быть рассмотрена в нескольких отношениях - как объективная, абсолютная, относительная и т.д. Поэтому очень важно обратить внимание на тот факт, что истина - знание об объекте - неделимое целое. Не существует самой по себе истины объективной, абсолютной или относительной. Истина одна, но в отношении к внешнему миру она выступает как объективная; с точки зрения полноты и адекватности отражения - как абсолютная и относительная; с позиции состояния - как процесс.
|
|
Объективность истины заключается в наличии в человеческих представлениях о действительности такого содержания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Наличие такого содержания отвергают субъективные идеалисты, так как идеи и мысли связываются ими лишь с ощущениями, существующими как феномены сознания субъекта. В современной материалистической традиции вопрос об объективности истины связывается с вопросом о существовании объективной реальности мира вне человеческого сознания, а также со способностью человека в практике, через формирование и осознание обобщенных алгоритмов деятельности, конструировать идеи об этом мире. Наличие у человека знаний, позволяющих ему преобразовывать этот мир, доказывает существование объективной истины.
Зафиксировав существование объективной истины, мы сразу наталкиваемся на проблему соотношения абсолютного и относительного в истине. «...Могут ли человеческие представления, выражающие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, относительно?..» - точно и лаконично формулирует проблему В. Ленин. В истории философии, реально существующие и правильно фиксируемые в анализе познания крайности этого отношения, абсолютизировались. Одни философы выделяли элементы абсолютного знания, т.е. считали, что уже полученное знание исчерпывающе отражает предмет и навсегда остается истинным, полным, точным, вечным знанием о нем (догматизм). Другие подчеркивали условность человеческих знаний, их неполноту, приблизительность, ложность, относительность, ограниченность применения (релятивизм).
В современной философии сформировалась позиция, объединяющая эти крайности в диалектическом синтезе. Согласно этой методологии абсолютное и относительное в знании сосуществуют в единстве в представлениях об одном и том же объекте. Например, Демокрит выдвинул идею о существовании атомов как субстрата предметов и явлений действительности. В этих представлениях об атоме наличествовал элемент абсолютного знания. Он заключался в том, что атомы существуют реально и составляют определенный уровень организации физического мира. Остальное знание было неполным, неточным и даже ложным: о фундаментальности атомного уровня, о формах атомов, об их прямолинейном движении в пустоте и т.д. Отделить же абсолютное от относительного в момент возникновения гипотезы невозможно, поэтому то и другое в каждой исторической точке человеческого познания сосуществуют в нераздельном единстве. И только будущая историческая практика, развитие науки и философии позволяют выделить и разделить элементы абсолютного и относительного в знании, полученном в прошлые исторические эпохи.
Современная картина мира, как и знание прошлого, содержит элементы и абсолютного знания, которое не будет опровергнуто дальнейшим развитием науки, и относительного. Причем исторически абсолютное и относительное не являются застывшими противоположностями. Соотношение абсолютного и относительного, если говорить о знании конкретных объектов, исторически изменяется в пользу абсолютного. Например, в учении об атоме с открытием электрона стало ясно, что атом обладает сложным строением, он состоит из ядра и электронной оболочки. Электронная оболочка - это облако, обладающее волновыми и корпускулярными свойствами, и т.д.
Поскольку соотношение абсолютного и относительного не является застывшим, оно может быть охарактеризовано как процесс. Еще Гегель в "Науке логики» подчеркивал, что «мысль, освобождающая действительность от видимости бесцельной изменчивости и проявляющая ее в идею, не должна представлять эту истину действительности как мертвый покой, как простой образ, тусклый, без стремления и движения...». Истина как процесс понимается в философии в нескольких смыслах. Во-первых, истина в снятом виде содержит в себе процесс познания, результатом которого она является. Во-вторых, в мире нет раз и навсегда застывших объектов - все изменяется. Поэтому, чтобы знание оставалось истинным, адекватно отражающим объект, оно должно изменяться вместе с объектом, должно отражать все изменения, происходящие в объекте. В-третьих, процесс познания человеком мира бесконечен, так как бесконечен сам мир и так как человек непрерывно включает в сферу своей деятельности все новые и новые объекты природы и общества, проникая все глубже в тайны мироздания. Поэтому противоречие между истиной и заблуждением в познании постоянно воспроизводится вновь и вновь, но именно данное противоречие, его постоянное возникновение и разрешение составляют процесс познания человеком мира. Непосредственно из процессуальности истины вытекает такая ее черта, как конкретность. Последняя проявляется в том, что любое знание о действительности истинно лишь в конкретной точке познавательного процесса, т.е. в определенное время, с учетом всей системы связей и отношений объекта. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом реальных условий и конкретной обстановки.
|
|
С тех пор как человек осознал себя существом познающим, он пытался найти и использовать объективный критерий истинности человеческих знаний, механизм, позволяющий отделить истинные знания от ложных. В истории философии в качестве такого критерия постулировались: ощущения в субъективно-идеалистической философии, полезность знания для субъекта в прагматизме, разум в рационализме. Например, Б. Спиноза писал: «И какое мерило истины может быть яснее и вернее, как не сама истинная идея. Как свет обнаруживает самого себя и окружающую тьму, так и истина есть мерило самой себя и "лжи"».
|
|
В современной материалистической традиции в качестве основного критерия истины выступает материальная, предметная, преобразующая деятельность, практика. Практика введена в гносеологию в качестве критерия истины К. Марксом. В «Тезисах о Фейербахе» он писал: «...обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вовсе не вопрос теории, а практический вопрос…».
Чтобы сравнить имеющийся познавательный образ с отражённым в нем объектом, необходимо материально (если это материальный объект) воздействовать на этот объект, исходя из имеющихся о нем знаний. Если изменения, произведенные в нем, окажутся такими, как мы предвидели, то исходное представление было объективно истинным. Если же мы своих целей не достигнем, значит, наши знания неистинны.
Конечно, практика в качестве критерия истины не является абсолютным средством и тем более не является единственным. Кроме практики, в науке работают логические, этические и даже эстетические критерии оценки и проверки теоретического знания. Но, в конечном счете, именно практика, взятая как историческая общечеловеческая материально-преобразующая предметная деятельность, оказывается самым основательным и эффективным критерием истины. Дело в том, что практика есть неразрывное единство двух моментов. С одной стороны, в деятельности функционирует идеальная цель, с другой стороны, практика - это материальный процесс, т.е. в практике реализуется субъективная цель и в то же время это материальный процесс, включенный в объективный мир. Человек в практике выступает как сила природы. Знание в практической деятельности контролируется объективными законами, так как процесс взаимодействия орудий труда и предметов труда регулируется независимыми от человека законами природы и осуществляется за пределами человеческого организма и человеческого сознания. Человек как бы бросает свою мысль, свою цель в горнило практики, и от него уже не зависит результат этого процесса. Именно «вынесенностъ» процесса взаимодействия орудий труда и предметов труда за пределы человеческого сознания и зависимость результатов этого взаимодействия, от объективных свойств взаимодействующих предметов, а не от воли и сознания человека, делает возможным независимую оценку человеческих знаний.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные термины теории познания и сформулируйте ее главные проблемы.
2. Разъясните основные гносеологические установки, сформированные в истории философии.
3. Что такое знание? Каковы основные условия существования знания?
4. Какие вы знаете философские позиции в понимании оснований знания.
5. В каком отношении тот или иной вид знания первичен? (чувственные данные, знание здравого смысла, научное знание).
6. Перечислите основные характеристики видов знания.
7. Перечислите основные школы и направления в гносеологии.
8.Сформулируйте основные философские предпосылки деятельностной концепции познания.
9. В чем Вы видите роль обобщенных алгоритмов деятельности в процессе познания мира в деятельностной концепции?
10. Какова роль ощущений и органов чувств в деятельности человека?
11. В чем единство и различие практической и познавательной деятельности? Какую проблему, с которой сталкивается теория сенсуализма, позволяет решить выявление единого механизма познавательной деятельности в материальной и идеальной форме?
12. Как Вы себе представляете соотношение категорий «объективная реальность», «объект познания» и «предмет познания»?
13. Каковы основные условия функционирования предмета познания в познавательной деятельности и в сознании человека?
14. Чем определяются и в чем проявляются субъективная и объективная стороны процесса познания?
15. Какова методология и основные аргументы критики сенсуализма и агностицизма в вопросах познания?
16. Разъясните и сравните содержание категорий «эмпирическое» и «теоретическое»?
17. Что отражают пары категории «эмпирическое» - «теоретическое» и «чувственное» - «рациональное»?
18. В чем, на Ваш взгляд, состоит диалектическое единство эмпирического и теоретического уровней познания?
19. Как Вы себе представляете диалектический процесс скачкообразного развития научного знания от эмпирического уровня к теоретическому, от фактов к теории?
20. Основные теории и проблемы истины?
21. Практика как критерий истины. Почему практика может выполнять функцию критерия истины?
Проблемные вопросы для дискуссии
1. Почему вопрос о познаваемости мира рассматривается в качестве второй стороны основного вопроса философии? (по Энгельсу)
2. Отличается ли научное познание от обыденного познания и чем?
3. Возможно ли преодоление противоречия между субъективными целями человека и объективным содержанием познания?
4. Содержатся ли в идеях философов-агностиков элементы истины?
5. Является ли ЭВМ субъектом познания?
6. Возможно ли чистое эмпирическое познание?
7. В чем объективное основание вопроса о соотношении абсолютной и относительной истины?
8. Совпадает ли представление К. Маркса о данности человеку мира в формах деятельности с представлением В. Ленина о данности материи человеку в ощущениях?
9. Почему И. Канту не удалось связать представления о мире с самим миром? Почему он не увидел тождества мышления и мира?
10. Можно ли согласиться с идеей И. Канта о конструктивном, творческом, субъективном характере познавательной деятельности?
11. На каком основании можно считать, что деятельность с предметом познания, его преобразование, его конструирование имеют объективное значение, т.е. дают знания об объекте самом по себе?