Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания, принадлежащий объекту или определяемый им.
Субъективный – существующий в человеческом сознании и зависящий от сознания и воли человека.
Гносеология – учение о познании.
Парадигма – совокупность фундаментальных теорий, методологических принципов и образцов научных исследований, принимаемых в той или иной науке, в то или иное время и ориентирующих исследование на решение определенных проблем и использование определенных методов.
Истина – знание соответствующее «отражаемому» объекту или предмету познания.
Критерий истины – способ вывления соответствия знания «отображаемому» объекту.
Онтология – учение о бытии.
Материализм – направление в философии, представители которого считают материальный мир (мир, включающий предметы, вещи и явления (4%), полевые структуры (15%), темную материю и темную энергию (80%), в качестве абсолютного первичного основания мира сознания.
Идеализм – направление в философии, представители которого считают первичным основанием материального мира различные формы идеального. Объективные идеалисты в качестве первоначала мира считают объективные формы духовного (например у Гегеля Мировой дух или Абсолютная идея), субъективные идеалисты в качестве первоначала считают сознание субъекта
(например у Беркли - совокупность человеческих ощущений).
Догматизм – абсолютизация истинных знаний, утверждение о том, что один раз полученные знания остаются истинными навсегда и не могут изменяться.
Рационализм – гносеологическая концепция, представители которой утверждают, что сущностным источником знания человека является сам человеческий разум.
Эмпиризм - в контексте данной работы используется в качестве обозначения гносеологической позиции, согласно которой основанием получения знания является сфера чувственного опыта, то есть позиции тождественной сенсуализму. При строгом различении в современной методологии понятию «чувственное» противостоит понятие «рациональное», а понятию «эмпирический» понятие «теоретический». То есть понятие «эмпирический» обозначает уровень познавательной деятельности, связанный с использованием методов эмпирического исследования, направленных на получение научных фактов (опыты в физике, химии, биологии и т.д.).
Концепт – понятие.
Абсолютное знание – истинное знание, которое всесторонне отражает познаваемый объект и не будет уточнено, дополнено или опровергнуто дальнейшим развитие науки.
Относительное знание – относительно истинное знание, которое уточняется, дополняется или опровергается дальнейшим развитием науки.