Параметры и основные типы организационной культуры

Под параметрами организационной культуры понимаются общие признаки, на основе которых разные культуры можно классифицировать и сопоставлять друг с другом, для чего обычно используется одна или две их пары.

Рассмотрим для примера классификации, основанные на некоторых из этих па­ раметров. Известная типология управленческих культур дана С. Хонди. Каждому из их ти­ пов он присвоил имя олимпийского бога. Культура личной власти, или Зевса, основывается на владении ресурсами. Орга­ низации с такой культурой имеют жесткую структуру, высокую степень централи­ зации, немногочисленные правила и процедуры. Они авторитарны, подавляют инициативу и жестко контролируют работников. Успех предопределяется своевре­ менным выявлением проблем и высокой квалификацией руководителей, позво­ ляющими быстро принимать и реализовывать решения. Такая культура характерна для молодых коммерческих фирм, действующих в условиях жесткой конкуренции. Ролевая культура, или культура Аполлона, основывается на системе правил и ин­ струкций. Ей присущи четкая специализация участников и распределение их ро­ лей, прав, обязанностей, ответственности, обеспечивающие административный успех. Но она не гибка, препятствует инновациям. Источником власти в ней явля­ ется должность. Такая культура свойственна крупным корпорациям и государст­ венным учреждениям.

Выделяют культуры стратегической деятельности. Стабильная ориентирована на действия по аналогии с прошлым, избежание риска и допущение перемен лишь в кризисных ситуациях. В рамках фирмы она свойственна бухгалтерии, плановому отделу. Реактивная использует современный опыт для решения текущих внутренних проблем. Она также минимизирует риск и допускает перемены лишь при неудовле­ творительном уровне эффективности. Это культура производственного отдела. Оптиципационная нацелена на ближайшее будущее и решает проблемы на осно­ ве экстраполяции возможностей. Она ориентирована уже не только на внутренние, но и на внешние проблемы организации, допускает риск и частичные изменения. Такая культура свойственна плановому и маркетинговому подразделениям. Исследовательская ориентирована на отдаленное будущее, поиск вариантов ре­ шений на основе новых возможностей, постоянно балансирует между риском и вы­ годой. Характерна для службы стратегического планирования. Креативная культура ориентирована на создание и внедрение новшеств, по­ этому ей присущи постоянный поиск, неопределенность и риск. Она свойственна действующим в рамках современных фирм венчурным подразделениям. Но, пожалуй, наиболее краткую и точную классификацию организационных культур дал американский исследователь У. Оучи, вьщеливщий три их основных вида: • рыночную культуру, которая характеризуется господством стоимостных отно­ шений и ориентацией на прибыль. Источником власти в рамках такой куль­ туры является собственность на ресурсы; • бюрократическую культуру, основанную на господстве регламентов, правил и процедур. Источником власти здесь служит компетентность членов органи­ зации; • клановую культуру, дополняющую предьщущие. Ее основу составляют внут­ ренние ценности. Культура организации находится под мощным воздействием национальной, опирается на нее, воспринимает мир сквозь ее призму.

Г. Хофстид (Хофштеде) предложил пять параметров, по которым можно идентифицировать национальные культуры. К ним относятся: • индивидуализм (ИН), характеризующийся степенью независимости индивида от общества, готовностью людей действовать в одиночку; • дистанция власти (ДВ), определяемая отношением людей к проблеме нера­ венства, его допустимой степенью (на Западе психологически допустимым сегодня считается десятикратный разрыв в средних доходах самых богатых и самых бедных групп населения; в России этот разрыв составляет фактиче­ ски 20—25 раз, а в Москве — более 50 раз); • степень неприятия неопределенности (НИ), характеризуемая порогом ощуще­ ния опасности. Ее стремятся избежать с помощью правил, традиций, законов, религии (любая религия проповедует терпимость к неопределенности) и проч.; • степень ориентированности на будущее {ОБ), т. е. выживаемость в перспекти­ ве, обеспечиваемая сбережениями, накоплением богатств и проч.; • уровень мужественности (МУ), выражающийся в типе распределения соци­ альных ролей между полами.

Люди с разной национальной культурой рассматривают все окружающее сквозь ее призму, поэтому неодинаково воспринимают реальность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: