Под параметрами организационной культуры понимаются общие признаки, на основе которых разные культуры можно классифицировать и сопоставлять друг с другом, для чего обычно используется одна или две их пары.
Рассмотрим для примера классификации, основанные на некоторых из этих па раметров. Известная типология управленческих культур дана С. Хонди. Каждому из их ти пов он присвоил имя олимпийского бога. Культура личной власти, или Зевса, основывается на владении ресурсами. Орга низации с такой культурой имеют жесткую структуру, высокую степень централи зации, немногочисленные правила и процедуры. Они авторитарны, подавляют инициативу и жестко контролируют работников. Успех предопределяется своевре менным выявлением проблем и высокой квалификацией руководителей, позво ляющими быстро принимать и реализовывать решения. Такая культура характерна для молодых коммерческих фирм, действующих в условиях жесткой конкуренции. Ролевая культура, или культура Аполлона, основывается на системе правил и ин струкций. Ей присущи четкая специализация участников и распределение их ро лей, прав, обязанностей, ответственности, обеспечивающие административный успех. Но она не гибка, препятствует инновациям. Источником власти в ней явля ется должность. Такая культура свойственна крупным корпорациям и государст венным учреждениям.
Выделяют культуры стратегической деятельности. Стабильная ориентирована на действия по аналогии с прошлым, избежание риска и допущение перемен лишь в кризисных ситуациях. В рамках фирмы она свойственна бухгалтерии, плановому отделу. Реактивная использует современный опыт для решения текущих внутренних проблем. Она также минимизирует риск и допускает перемены лишь при неудовле творительном уровне эффективности. Это культура производственного отдела. Оптиципационная нацелена на ближайшее будущее и решает проблемы на осно ве экстраполяции возможностей. Она ориентирована уже не только на внутренние, но и на внешние проблемы организации, допускает риск и частичные изменения. Такая культура свойственна плановому и маркетинговому подразделениям. Исследовательская ориентирована на отдаленное будущее, поиск вариантов ре шений на основе новых возможностей, постоянно балансирует между риском и вы годой. Характерна для службы стратегического планирования. Креативная культура ориентирована на создание и внедрение новшеств, по этому ей присущи постоянный поиск, неопределенность и риск. Она свойственна действующим в рамках современных фирм венчурным подразделениям. Но, пожалуй, наиболее краткую и точную классификацию организационных культур дал американский исследователь У. Оучи, вьщеливщий три их основных вида: • рыночную культуру, которая характеризуется господством стоимостных отно шений и ориентацией на прибыль. Источником власти в рамках такой куль туры является собственность на ресурсы; • бюрократическую культуру, основанную на господстве регламентов, правил и процедур. Источником власти здесь служит компетентность членов органи зации; • клановую культуру, дополняющую предьщущие. Ее основу составляют внут ренние ценности. Культура организации находится под мощным воздействием национальной, опирается на нее, воспринимает мир сквозь ее призму.
Г. Хофстид (Хофштеде) предложил пять параметров, по которым можно идентифицировать национальные культуры. К ним относятся: • индивидуализм (ИН), характеризующийся степенью независимости индивида от общества, готовностью людей действовать в одиночку; • дистанция власти (ДВ), определяемая отношением людей к проблеме нера венства, его допустимой степенью (на Западе психологически допустимым сегодня считается десятикратный разрыв в средних доходах самых богатых и самых бедных групп населения; в России этот разрыв составляет фактиче ски 20—25 раз, а в Москве — более 50 раз); • степень неприятия неопределенности (НИ), характеризуемая порогом ощуще ния опасности. Ее стремятся избежать с помощью правил, традиций, законов, религии (любая религия проповедует терпимость к неопределенности) и проч.; • степень ориентированности на будущее {ОБ), т. е. выживаемость в перспекти ве, обеспечиваемая сбережениями, накоплением богатств и проч.; • уровень мужественности (МУ), выражающийся в типе распределения соци альных ролей между полами.
Люди с разной национальной культурой рассматривают все окружающее сквозь ее призму, поэтому неодинаково воспринимают реальность.