Сущность, функции, элементы организационной культуры

Под организационной культурой понимается система исторически сложившихся обших традиций, ценностей, символов, убеждений, формальных и неформальных правил поведения администрации и персонала, вьщержавших испытание време­ нем. Большинство из них неосязаемы, не измеряемы в количественных показате­ лях. Это образ жизни и деятельности группы лиц, который осознанно или неосоз­ нанно воспринимается ею и передается из поколения в поколение.

По отношению к организации культура выполняет ряд важных функций. Охранная состоит в создании барьера от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, ограничивающие нормы, и формирова­ ние специфической логики мышления (в том числе и единомыслия). Интегрирующая объединяет людей, поддерживает необходимый социаль­ но-психологический климат и формирует у них чувство гордости за принадлеж­ ность к организации, отождествление себя с нею. Это привлекает других лиц, об­ легчая решение кадровых проблем. Регулирующая функция обеспечивает соблюдение людьми правил и норм пове­ дения, осуществления контактов с внешним миром, облегчает ориентацию в слож­ ных ситуациях, снижает возможность нежелательных конфликтов. Эта функция считается основной.

Коммуникационная функция играет важную роль в установлении контактов меж­ ду людьми, облегчении взаимопонимания. Это ускоряет информационный обмен и обеспечивает экономию управленческих затрат. Адаптивная функция облегчает взаимное приспособление людей к организа­ ции, друг к другу и к внешней среде. Она реализуется через общие для всех нормы поведения, ритуалы, обряды. Ориентирующая функция направляет деятельность участников в требуемое рус­ ло, придает общий смысл их поведению, способствует осмыслению ими событий и связи между ними. Мотивационная функция создает необходимые стимулы для действий. Это дос­ тигается, например, за счет включения в культурный контекст высоких целей, к достижению которых, в принципе, должны стремиться все нормальные люди. Воспитательная функция культуры общеизвестна, поэтому на ней не стоит за­ держиваться. Ассимиляционная позволяет использовать все, что есть вокруг лучшего, полезно­ го организации. Наконец, культуре свойственна функция формирования имиджа организации, т е. ее образа в глазах окружающих. Этот образ является результатом непроизволь­ ного синтеза людьми отдельных элементов культуры в некое неуловимое целое, оказывающее тем не менее огромное воздействие на их эмоции. По степени влияния на организацию вьщеляют несколько типов культур. Бесспорная характеризуется небольшим числом неукоснительно соблюдаемых общих норм, которые при необходимости сознательно корректируются. Она не до­ пускает спонтанного влияния как извне, так и изнутри и является закрытой. Это проявляется в нежелании видеть недостатки, выносить сор из избы, в показном единстве. Закрытая культура хотя формально и объединяет, но одновременно по­ давляет персонал, поэтому и не сплачивает его, не становится решающим момен­ том мотивации. Слабая культура практически не содержит общих ценностей и норм; у каждого элемента организации они свои, причем зачастую противоречащие другим. Нормы и ценности слабой культуры легко поддаются внутреннему и внешнему влиянию Организация и изменяются под его воздействием. Такая культура разъединяет участников орга­ низации, противопоставляет их друг другу, затрудняет процесс управления и в ко­ нечном итоге приводит к ее ослаблению. Сильная культура содержит множество норм и ценностей, открыта любому влиянию, допускает диалог между всеми участниками организации и посторонни­ ми лицами. Она активно ассимилирует все лучшее, откуда бы оно ни исходило, и в результате только становится сильнее. Но соотношение между открытостью и закрытостью культуры все же должно быть оптимальным. Нужно иметь в виду, что как сильная культура, так и слабая могут быть эффек­ тивны в одном и неэффективны в другом отношении. Пока однозначных связей между силой культуры и успехом не выявлено, но замечено, что наиболее сильные фирмы обладают и сильной культурой. Каждая из культур, в свою очередь, может быть профессивной или регрессивной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: