Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения
Сократа..
Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу
мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские
споры'. Посещая занятия софистов,
Сократ вступал в дискуссии с многими из них, но больше всего уделял
внимание Продику, считая его своим учителем и
особенно внемля тонкости его лингвистических воззрений.
Мастерство диалога. Неоценимая заслуга Сократа состоит в
том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если
прежде принципы просто постулировались, то Сократ критически и всесторонне
обсуждал всевозможные подходы. Его антидогматизм выражался, в частности, в
отказе от претензий • на обладание достоверным
знанием. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое
майевтикой– искусство определять понятия при посредстве наведения.
С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил
|
|
правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий(благо, мудрость,
справедливость, красота и т.д.).
Родоначальник диалектики. Сократ прославился как один из
родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и
споров.
Он первый
увидел в отчетливости и ясности суждений основной признак их истинности. В
спорах Сократ стремился доказать целесообразность
и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии
философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его
сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит
от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины
посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое
изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!» Главная цель его
философии–восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты
пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленного.
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма,
утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что
такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому
культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле,
люди злы лишь по неведению! Тут можно возразить великому мудрецу: почему же
даже среди людей, очень образованных и прекрасно знающих, что такое добро и что
такое зло, так много творящих зло,–утонченных проходимцев, воров, лжецов и
убийц?!
Политические воззрения Сократа
базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать
|
|
«лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно
обладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике
недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее–это
большинство!» Ведь далеко не все, избирающие
правителей, разбираются в политических, государственных вопросах и могут
оценить степень профессионализма ' избираемых, их
моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах
управления, в решении вопроса о том, кто и кого может и должен избирать на
руководящие посты.