Осмысление нравственных ценностей в философии Сократа

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воз­зрения

Сократа..

Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу

мудрецом, философствовал на улицах и пло­щадях, всюду вступал в философские

споры'. Посещая занятия софистов,

Сократ вступал в дискуссии с мно­гими из них, но больше всего уделял

внимание Продику, считая его своим учителем и

особенно внемля тонкости его лингвистических воззрений.

Мастерство диалога. Неоценимая заслуга Сократа состоит в

том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Если

прежде принципы просто постулировались, то Со­крат критически и всесторонне

обсуждал всевозможные подходы. Его антидогматизм выражался, в частности, в

отказе от претензий • на обладание достоверным

знанием. Сократ применял так называе­мое повивальное искусство, именуемое

майевтикой– искусство определять понятия при посредстве наведения.

С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил

правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий(благо, муд­рость,

справедливость, красота и т.д.).

Родоначальник диалектики. Сократ прославился как один из

родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при по­мощи бесед и

споров.

Он первый

увидел в отчетливости и ясности суждений основной при­знак их истинности. В

спорах Сократ стремился доказать целесо­образность

и разумность как мира, так и человека. Он совершил поворот в развитии

философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его

сущность, внутренние противоре­чия его души. Благодаря этому познание переходит

от философско­го сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины

посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое

изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!» Главная цель его

философии–восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты

пренебрегали исти­ной, а Сократ сделал ее своей возлюбленного.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма,

ут­верждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знаю­щий, что

такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому

культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле,

люди злы лишь по неведе­нию! Тут можно возразить великому мудрецу: почему же

даже среди людей, очень образованных и прекрасно знающих, что такое добро и что

такое зло, так много творящих зло,–утонченных про­ходимцев, воров, лжецов и

убийц?!

Политические воззрения Сократа

базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать

«лучшим», т.е. опытным, честным, справедливым, порядочным и непременно

об­ладающим искусством государственного управления. Он подвергал резкой критике

недостатки современной ему афинской демократии. С его точки зрения: «Худшее–это

большинство!» Ведь далеко не все, избирающие

правителей, разбираются в политических, госу­дарственных вопросах и могут

оценить степень профессионализма ' избираемых, их

моральный и интеллектуальный уровень. Сократ ратовал за профессионализм в делах

управления, в решении вопро­са о том, кто и кого может и должен избирать на

руководящие посты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: