Обобщение античной мысли в философии Аристотеля. Философские школы эпохи эллинизма

Аристотель – самый величайший мыслитель Др.Греции, ученик Платона, воспитатель А.Македонского. Основатель собственной философской школы по месту и названию города Ликея -Лицей. Энциклопедист. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: «Органон», «Физика», «Метафизика», «Никомахова этика», «Риторика», «Политика» и др. Изречение Аристотеля: «Платон мой друг, но истина дороже» означала, что он его ученик и, несмотря на дружбу, истина дороже дружбы!». Аристотель явился завершителем систематизатором всей античной греческой философии классического периода. Он разделял свою философию на три части это:

1) теоретическая, изучающая проблема бытия, его первоначало и причины различных явлений 2)практическая – это учение о деятельности человека, устройстве государства

3) поэтическую – учение о творчестве.

Четвёртая часть философии Аристотелем была выделена логика.

Рассматривая проблему бытия Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на «мир вещей» и «мир чистых бестелесных идей», и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей «чистой идеи». Ошибка Платона по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал «чистые идеи» вне всякой связи с окружающей действительностью.

Аристотель даёт свою трактовку данной проблемы: первичным выступают единичные, конкретно определённые вещи, именно, их он объявляет сущностью. Сами же вещи он называет индивидуальными или неделимые (т.е. существует конкретный предмет в конкретном месте, имеющие свои признаки).

Однако А. не смог преодолеть до конца идеализм Платона и колебался между материализмом и идеализмом. Для него каждая вещь есть материя, каждая вещь имеет свою причину и целевое назначение. Материя цель и начало движения, однако материю он признавал инертной, пассивной.

Творческую активность он приписал форме, при этом объявил форму всех форм неподвижной. Для характеристики единичного, конкретного бытия Ар. вводит понятие «субстанция». Содержанием субстанции является взаимосвязь материи и формы.В этом единстве материя отвечает за потенциальное бытие, а форма – за возможное бытие, а вместе они обеспечивают реальное бытие. Кусок мрамора – это ещё не статуя, идея статуя в голове у скульптора – ещё не статуя. Но обработанный кусок мрамора, получивший определённую форму, становится статуей, произведением искусства. Аристотель построил оригинальную по тем временам теорию познания. Познание начинается с ощущения предметной реальности. Первый шаг в познании – установление факта; второй – в уяснении его причины; третий – в исследовании сущности факта. Для Ар. сущность – это нечто, способное к самостоятельному существованию поддающееся познанию. Это единство активной формы и пассивной материи. Инструментом познания сущности являются категории их 10 – сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание. Иначе говоря, по Аристотелю бытие – сущность (субстанция), обладающая свойствами: кол-ва, качества, места… (см. выше - категории). Ар. явился создателем формальной или классической логики. Он дал любопытное определение человеку. По его словам человек – это общественное животное наделенное разумом. Касаясь жизни общества Ар. Высказал мысль о том, что частная собственность укоренена в природе человечества. Без неё невозможно образовать общество. Другая его мысль о том, что тот класс, который мы называем средним классом является опорой общества, ибо он более заинтересован в социальном прогрессе. Ар. выделяет шесть типов государства: монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии). Подобно Платону Ар. разделяет «дурные» формы государства и хорошие (монархия; аристократия и полития).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: