Основные концепции исторического процесса( формационная, цивилизационная, культурологическая, теологическая)

К. Маркс является основоположником формационного подхода к истории, он выдвинул теорию общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, определяемый способом производства: противоречивым единством производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – люди и средства производства – являются динамичной составляющей способа производства, а производственные отношения – инертной. Обострение противоречий между производительными силами и производственными отношениями разрешается в ходе социальной революции, которая приводит к смене способа производства, т. е. к новой общественно-экономической формации.
Но теория формаций, сформулированная К. Марксом, обобщала исторический опыт Европы. Многообразие развития мира не позволяло распространить критерии формационной теории на все государства.

Цивилизационный подход отрицает единство всемирно-исторического процесса и заявляет о замкнутом (циклическом) развитии каждой цивилизации. Основой этого развития считается не способ производства, а духовная культура («дух народа», религия, мировосприятие). Недостатком цивилизационного подхода является невозможность при его применении увидеть единую историю человечества. Положительные моменты:
1) позволяет глубоко изучить историю конкретных народов и обществ во всем их своеобразии;
2) ставит в центр исследования человека и его духовную жизнь;
3) позволяет обратить внимание на накопление духовных ценностей, непрерывность исторического процесса, показать взаимосвязи и преемственность национальных культур.

Культурологическая концепция исторического процесса.

В Европе до первой мировой войны вера в прогресс и развитие истории была непоколебимой. Кроме того, считалось, что историческое развитие сосредоточено в Европе. Первым поколебал это узкое евроцентрическое представление об истории Освальд Шпенглер (1880-1936).

Шпенглер развивал культурологическую концепцию истории, утверждая, что фундаментом истории является культура. Он рассматривал культуру как организм и считал, что культура переживает периоды возникновения, расцвета и умирания, причем умирание культуры неизбежно. В Западной цивилизации он обнаруживал признаки упадка, сходные с признаками, которые были характерны для Греции и Рима, и предрек закат Европы. Он считал, что человек, заранее зная о грядущем упадке Запада, должен жить, принимая неизбежность судьбы и не впадая в пессимизм.

Теологическая концепция трактует исторический процесс как реализацию божественного провидения; все заранее предначертано, определено божественной волей. В этой концепции можно выделить два главных аспекта:

- стремление создать единую концепцию всемирной истории;

- стремление понять смысл, как исторического процесса, так и жизни человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: