Соотношение культуры и цивилизации. Типы цивилизаций. Концепция конфликта цивилизации и культуры

На ранних ступенях общественного развития человек был слит с тойобщностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этойобщности было одновременно и развитием самого человека ‘. В таких условияхсоциальные и культурные аспекты общества практически не разделялись:социальная жизнь был одновременно и жизнью данной культуры, а достиженияобщества были достижениями его культуры. Так же как сознание первобытногообщества было вплетено в материальную деятельность людей, так и культурныйаспект общества был слит с социальным, не отчленен от него. Другойособенностью первобытной социальности был ее “естественный” характер.Родоплеменные, а также внутри- и меж общинные отношения “естественно”возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровойборьбе за поддержание своего существования. Можно выделить ее основные характеристики: общественноеразделение труда и в особенности отделение города от деревни, умственноготруда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарногопроизводства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и какследствие этого—появление государства, права наследования имущества,глубокий переворот в формах семьи, создание письменности и развитиеразличных форм духовного производства. Понятие цивилизации настораживаетсвоей неопределенностью и многозначностью.Действительно, это понятие употребляют и как синонимкультуры (человек культурный и цивилизованный— характеристикиоднопорядковые), и как нечто ей противостоящее, например как бездушное,вещное “тело” общества в противоположность культуре как началу духовному.Получила распространение интерпретация этого понятия в негативном смыслекак общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектамсоциальной жизни. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком,окультуренную, историческую природу (в девственной природе существованиецивилизации невозможно) и средства этого преобразования, человека,усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной средесвоего обитания, а также совокупность общественных отношений как формсоциальной организации культуры, обеспечивающих ее существование ипродолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальнуюопределенность, историческую конкретность. Но цивилизация—понятие болееглобальное, чем общественная формация. Формационные различия в обществе,вышедшем из первобытного состояния,-- это различия внутри цивилизации.Поэтому, понятие “Буржуазная цивилизация” означает цивилизацию,развивающуюся в буржуазных формах социальной организации, заключающую всебе и противоречия буржуазного общества и его достижения, его вклад вразвитие цивилизации. Противоречия антагонистическогообщества с его кризисами, конфликтами, борьбой классов не должны разрушатьцивилизацию, механизмов ее жизнедеятельности. 3агрязнение окружающей среды отходамипроизводства и потребления, хищническое отношение к природным ресурсам,нерациональное природопользование породили глубокую противоречивуюэкологическую ситуацию, ставшую одной из острейших глобальных проблемцивилизации, для решения которой требуетсяобъединение усилий всех членов мирового сообщества. Перед всем человечеством стоитобщая цель—сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание. Отсюдатакже следует, что принципиальные различия двух мировых социальных системне меняют понятий человеческой цивилизации, современной цивилизации, земнойцивилизации, которую необходимо общими усилиями всех народов уберечь отядерного уничтожения. Цивилизация представляет собой социокультурное образование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: