Движущие силы истории. Материальное и идеальное в историческом процессе. Роль народных масс и личности в истории

Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его"участников": это и социальные общности, и их организации, и индивиды, ивыдающиеся личности. Через и на основе их совокупной деятельностиосуществляется и развертывается история. До уровня субъекта поднимаютсятолько те (индивиды и общества) и только тогда, кто и когда осознает своеместо в обществе, руководствуется общественно-значимыми целями и участвуетв борьбе за их осуществление. Формирование такого субъекта есть результатистории. В прямом, непосредственном смысле слова субъектом являетсяличность, действующая сознательно и ответственная за свои действия. Группаможет быть субъектом (социальным субъектом), если у нее имеются общиеинтересы, цели действия, если она представляет некую целостность. Основными социальными субъектами исторического процесса впослепервобытной истории человечества являются общественные классы. Процесссоциального расслоения общества привел к тому, что на место внутренне слабодифференцированной общности - рода или общины - пришли классы с различнымиили прямо противоположными интересами, а борьба классов стала основнымсредством решения социальных проблем, движущей силой общественного развитияна определенной его стадии. "Классами, - писал В.И. Ленин, - называютсябольшие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественногопроизводства, по их отношению к средствам производства, по их роли вобщественной организации труда, а следовательно, по способам получения иразмерам той доли общественного богатства, которой они располагают". Рольсоциального объекта могут играть и такие общности, как народности и нации,когда они сплачиваются во имя определенной цели. Но нации всегдавозглавляются классами, которые и в этом случае остаются основнымидвижущими силами и субъектами исторического процесса. Ни один класс неможет осуществить глубоких преобразований, не объединяя и не организуявокруг себя готовые его поддерживать другие классы и общественные слои. Хотя каждый, именно каждый член общества участвует в историческомпроцессе, все же не все, а только отдельные личности остаются надолго, а тои навсегда в памяти современников их потомков. Роль таких личностей,которых принято считать выдающимися или историческими, столь велика иочевидна, что долгое время философы лишь в них усматривали творческую силуи двигатель истории. Создавая материалистическое понимание истории,основоположники марксизма сосредоточивали главное внимание на том, чтодеятельность исторической личности зависит от объективных условий, Правдаони всегда при этом отмечали и ее огромную роль в обществе. Личность неможет изменить историю в масштабе всемирно-историческом, нарушить ее общуюобъективную логику, но в реальной истории стран и народов личность можетсделать чрезвычайно много. 73. Понятие культуры, ее многогранный характер. Социальные функции культуры. Проблема массовой и элитарной культуры.

Если разделить культуру по ее носителю, то можно выделить культуру мировую и национальную. Первая - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов. Вторая - синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества. В каждом обществе существует своя совокупность ценностей, которым руководствуется большинство.

Элитарная культуравключает в себя искусство, классическую музыку, классическую литературу. Как правило, элитарная культура опережает возможность восприятия ее среднестатистическим человеком.

Народная культурасоздается анонимными творцами, не имеющими зачастую специальной профессиональной подготовки. Часто синонимом народной культуры выступает любительская (по происхождению). Это мифы, легенды, сказания эпос, сказки, народные песни и танцы. Еще одно название народной культуры – фольклор.

Массовая, общедоступная культуране выражает высоких требований духовной элиты творческих поисков народа. Механизм распространение массовой культуры связан со средствами массовой информации, явление массовой культуры - детище ХХ века. Удовлетворяет сиюминутные запросы людей, связана с модой.

Материальная культура – в материальную культуру входят разнообразные средства производства энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология производства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, служебного и развлекательного назначения, разнообразные средства потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики.

Духовная культура - одна из частей целостной человеческой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности. Это обычаи, нормы, образцы поведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях.

1. Адаптивная функция культуры. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде,природным и историческим условиям его обитания. Слово адаптация (от лат. adaptayio) означает прилаживание, приспособление. Всякий вид живых существ адаптируется к среде своего обитания. Адаптация человека происходит по-иному. Человек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет закрепленной за ним экологической ниши. Вся созданная человеком материальная культура, социальная организация, система экономических, политических и социальных отношений выполняют адаптивную роль.

2. С адаптивной функцией. Наиболее общим уровнем социальной интеграции является формирование оснований, их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидарности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.

Ко второму уровню социальной интеграции следует отнести обеспечение культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общества распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для данной культуры. На этой основе осуществляется консолидация и самоидентификация людей, формируется чувство принадлежности к данной социальной общности чувство «мы»;

3. Коммуникативная функция культуры. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Развитие форм и способов коммуникации - важнейший аспект культурной истории человечества. На самых ранних этапах антропогенеза наши далекие предки могли входить в контакты друг с другом лишь путем непосредственного восприятия жестов и звуков. Новым средством коммуникации явилась членораздельная речь. С ее развитием люди получил и необычайно широкие возможности передачи друг другу разнообразной информации. Позднее формируется письменная речь и множество специализированных языков, служебных и технических символов: математических, складываются системы фиксации информации в графической, звуковой, видовой и иной технической форме, ее тиражирования и трансляции, сохранением и распространением информации.

4. Функция социализации. Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы.Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и научаются жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом сообщества, занять в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обычаи и традиции данного сообщества.

По другим классификациям к функциям культуры относятся:

1) Познавательная или гносеологическая. Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Процесс познания характеризуется отражением и воспроизведением действительности в мышлении человека. Познание выступает необходимым элементом и трудовой, и коммуникативной деятельности.

2) Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на мораль и право.

3) Семиотическая, или знаковая(от греч. semeion-учение о знаках) функция - занимает важное место в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание и владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) - средство общения людей, литературный язык - важнейшее средство овладения национальной культурой.

4) Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.





Подборка статей по вашей теме: