З стадии управления качеством

1. планирование (формулировка задачи, выбор методов и средств, ожидаемый результат)

2. Реализация (претворение в действие намеченных планов, функционирование управляемого объекта)

3. Контроль (проверка соответствия полученных результатов плановым установкам).

Современная концепция менеджмента качества имеет в своей основе следующие основополагающие принципы:

v качество – неотъемлемый элемент проекта в целом (а не некая самостоятельная функция управления);

v качество – это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;

v ответственность за качество должна быть адресной;

v для реального повышения качества нужны новые технологии;

v повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;

v контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат (продукцию);

v политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия.

Эти принципы лежат в основе наиболее популярного и методологически сильного направления в управлении качеством – Всеобщего управления качеством TotalQualityManagement (далее – TQM).Основные положения концепции TQM можно выразить следующими тезисами:

  1. Роль руководства.
  2. Основное внимание – клиентам.
  3. Стратегическое планирование.
  4. Вовлечение всех сотрудников.

5. Подготовка персонала.

6. Награды и признание.

7. Разработка продукции и услуг должна адекватно реагировать на постоянно изменяющиеся и усложняющиеся потребности и ожидания потребителей

8. Управление процессом.

9. Качество поставщиков.

10. Информационная система.

11. Лучший опыт.

80. В Японии работы в области качества продукции развертывались с более широким использованием методов контроля качества продукции. Особое место в начальный период стали занимать статистические методы контроля. В конце 1950-х гг. в Японии повсеместно в промышленность проник всесторонний внутрифирменный контроль качества. Он предусматривал проведение контроля со стороны всех работников фирмы, начиная от рабочих, мастеров и заканчивая руководством. С этого момента стало проводиться систематическое обучение всех работников методам контроля качества. В дальнейшем система обучения превратилась в непрерывную и постоянную систему воспитания у трудящихся уважительного отношения к потребителю и качественным результатам своего труда. При реализации всех мероприятий по обучению, воспитанию и внедрению систем контроля за качеством продукции в полной мере японскими специалистами учитывались и учитываются:

• специфика продукции, традиции фирм;• уровень образования;• трудовые взаимоотношения в коллективе.

В начале 1960-х гг., когда в Японии были приняты законы, предоставляющие льготные условия для производителей экспортируемых товаров, усилия экспортеров уже были направлены на достижение качества продукции общемирового уровня. Обобщая опыт Японии по управлению качеством продукции, к основным его особенностям на настоящий период времени можно отнести следующее.

1. Последовательное и целеустремленное решение проблем качества на основе всего передового, современного, что накапливала теория и создает практика в этой области.

2. Воспитание уважительного отношения к пожеланиям потребителей, клиентов.

3. Непрерывное систематическое обучение кадров вопросам обеспечения и УКП, что дает высокий уровень подготовки в этой области всех работников фирмы.

4. Использование развитой системы инспектирования всей деятельности по обеспечению и управлению качеством продукции.

5. Разработка и реализация глубоко проработанных комплексных программ по контролю качества и оптимальных планов по их выполнению.

6. Наличие исключительно развитой системы пропаганды создания высококачественной продукции и поощрения добросовестного труда.

7. Сильное влияние со стороны государства на принципиальные направления повышения и обеспечения качества продукции. 8. Наличие в сфере производства высококачественныхсредств труда.

9. Использование при обеспечении УКП передовых методов контроля качества, включая статистические методы, при приоритетном контроле качества производственных процессов.

10. Эффективное функционирование широкой сети кружков качества на всех стадиях жизненного цикла продукции. В настоящее время в Японии действует один миллион кружков качества, в которых участвуют около 10 млн человек.

11. Участие всех подразделений и работников фирмы в обеспечении и управлении качеством продукции. Широкими исследованиями установлено, что лишь 15–20 % проблем, связанных с качеством, возникает по вине непосредственных исполнителей и рабочих, а 80–85 % – это следствие несовершенства системы управления фирмой, ответственность за функционирование которой несет ее руководство.

Администрация США по требованию американских предпринимателей приняла ряд протекционистских мер по защите американских производителей автомобилей, стали, бытовой электроники, мотоциклов и т. д. Даже ведущие американские компании, в которых качество продукции считалось основной целью, рассматривали качество как средство уменьшения издержек производства, а не способ удовлетворения нужд потребителей. Вместе с тем наиболее трезвомыслящие управляющие фирм США поняли, что надо повышать качество американских товаров. Какие же меры предлагались для этого? Было решено уделить внимание развитию таких проблем, как:

  1. мотивация рабочих
  2. кружки качества
  3. статистические методы контроля
  4. повышение сознательности служащих и управляющих
  5. учет расходов на качество
  6. программы повышения качества
  7. материальное стимулирование

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: