Учение Платона о государстве. Трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик» (все в жанре диалога между Сократом и философами)

Трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик» (все в жанре диалога между Сократом и философами).

Государство возникает тогда, когда человек не способен удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. Основной принцип идеального государства – справедливость: каждый член общества должен выполнять только то дело, к которому он пригоден.

Государство должно быть:1) мудрым;2) рассудительным;3) справедливым, если будет существовать разделение труда между тремя различными сословиями;4) мужественным.

Все жены должны быть общими, дети – тоже; родители не должны знать своих детей, а дети – родителей.

Четыре типа извращенного государственного устройства. Тимократия – строй, основывающийся на честолюбии; основание власти – военные подвиги. Олигархия – строй, основывающийся на имущественном цензе. Демократия – устанавливается, когда бедняки часть противников уничтожат, часть изгонят, часть уравняют в правах. Тирания: из крайней свободы вырастает жесточайшее рабство.

Платон предлагал в качестве наиболее справедливого «идеальное государство» (или приближающееся к идеалу – аристократия, в т.ч. аристократическая республика и аристократическая монархия). Жители идеального государства разделены на 3 класса. Низший класс: люди, которые производят необходимые для государства вещи (земледельцы, ремесленники, торговцы). Принадлежность человека к 2 и 3 классам – воинов-стражей и правителей-философов – определяется уже не по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей гораздо выше нравственных качеств 1 класса. Идеальным государством руководят лица, способные хорошо управлять государством в силу природных к тому задатков и одаренности и вследствие долголетней предварительной подготовки, то есть философы. Охранять государство должны стражи порядка. Причем стражи не должны иметь личной собственности, обязаны жить изолированно от других граждан, питаться за общим столом.

8. Обобщение античной мысли в философии Аристотеля. Философские школы эпохи эллинизма.

Аристотель - наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.

Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же — теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве). Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.

Материя — «то, из чего». воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

Действующая, или производящая причина — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог.

Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: