Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания

Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.

Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении.

В эволюции философской мысли эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода: гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени; натурфилософский.

11. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения. Политическая философия, социальные утопии.

Антропоцентризм – учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье.

Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму:

Петрарка, который собирал древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов;

Боккаччо высмеивает в своем «Декамероне» развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан;

Эразм Роттердамский в сатире «Похвала Глупости» и Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.

Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи (его произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти

Утопии. Часть философов основное внимание сосредоточила на разра­ботке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Томас Мор «Утопия», Томазо Кампанелла «Город Солнца».

12. Формирование представлений о субстанции в философии Нового времени.

Рене Декарт. Основной отправной точкой его философии является понятие субстанции, здесь он сближается с античными философами. В этом вопросе он придерживается дуализма, разделяя субстанцию на два вида: материальную, бесконечно делимую, которую можно описать механическими представлениями, и неделимую духовную, постижимую только человеком, поскольку лишь у него есть бессмертная душа. Субстанции обладают двумя главными атрибутами: протяженностью, для материальной, и мышлением, для духовной (идеальной). Духовный мир человека есть нечто врожденное. К врожденным идеям Декарт относит идею Бога и основы математики и логики («две величины, равные третьей, равны между собой», «из ничего ничего не происходит»). Считает, что все сущее создал Бог, но после создания он не вмешивается в естественный ход истории. Одно из центральных мест его философии занимает проблема поиска истины и метода, с помощью которого возможно получение достоверного знания. В этом вопросе он преодолел философский скептицизм. Широко известно его знаменитое рассуждение по этому вопросу, завершающееся знаменитым высказыванием: «Я мыслю, следовательно, я существую».

13. Проблема метода: эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.

В силу революционных преобразований в науке, особую актуальность в философии Нового времени приобретает проблема метода. Метод - путь познания. Проблема метода - проблема основ познания и критериев истины.

Эмпиризм. Данная философская концепция основу познания и критерий истины усматривает в опыте. Родоначальником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон.

Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Основы рационалистической традиции были заложены французским философом Рене Декартом. С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его. С целью научиться хорошо применять ум он и разработал свой метод. В нем четыре правила.

Первое правило - правило очевидности. Второе правило - это правило анализа. Третье правило - правило синтеза, заключающееся в том, чтобы «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, Правило четвертое - правило контроля. На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза.

14. Научная картина мира в философии Просвещения. Механистический материализм, сенсуализм, детерминизм.

Астрономия – Галилей и Кеплер. Математика – Декарт, Ньютон, Лейбниц. Промышленный переворот после создания паровой машины (Дж. Уатт). Наука, ставшая техникой, формирует у людей совершенно иной взгляд на мир, чем у теоретических философов. Техника принесла с собой ощущение власти, человеку кажется, что он в гораздо меньшей степени находится во власти окружающего мира и Бога. Ученые Нового времени полны удивления и благоговения перед наукой. Они начинают верить в то, что наука станет спасительницей людей, наладит жизнь, обеспечит благосостояние и сделает человека лучше.

Механистический материализм — одна из ступеней и форм развития материалистической философии. Механистический материализм пытается все явления природы объяснить при помощи законов механики и свести все качественно разнообразные процессы и явления природы (химические, биологические, психические и др.) к механическим.

Сенсуализм — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения и восприятия входит представление.

Детерминизм - учение о том, что все происходящие в мире события, включая ход человеческой жизни, определены Богом (теологический детерминизм, или учение о предопределении), или явлениями природы (космологический детерминизм), или специально человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не остаётся места. В таком свете детерминизм может быть также определен как тезис, утверждающий, что имеется только одно, точно заданное, возможное будущее.

15. Гуманистические ценности философии Просвещения. Теория общественного договора. Формирование теории демократии.

Сторонниками теории "общественного договора" являлись Т.Гоббс и Дж.Локк. Эта теория происхождения государства заключается в том, что до возникновения государства люди жили в хаосе и среде насилия, постоянных войн. Со временем люди приходят к мысли регламентации своей жизни и создают социальный институт власти, который стал называться Государство. В рамках теории были выявлены права человека, такие как право на жизнь и равенство всех людей от рождения и до самой смерти.

Демократия. Джон Локк в «Двух трактатах о правлении» (1690) выступил в поддержку политического равенства, личной свободы и правления на основе волеизъявления большинства. Согласно Локку, созданию общества предшествует «природное» состояние свободы и равенства, так что ни у кого нет естественного права иметь власть над другими. Поэтому легитимным является только такое правительство, которое руководит с согласия руководимых. Поскольку добиться всеобщего согласия почти невозможно, решающую роль играет воля большинства. По мнению Локка, народ является конечным источником любой верховной власти, в частности, он вправе сменить правительство, которое злоупотребляет народным доверием и нарушает фундаментальные права. Под собственно демократией Локк понимал форму правления, в которой граждане издают законы и назначают глав исполнительной власти.

16. Философское учение И. Канта. Агностицизм. Категорический императив.

Агностицизм – философское учение, утверждающее непознаваемость мира

Категори́ческий императи́в – понятие в учении И. Канта о морали, представляющее собой высший принцип нравственности. Понятие категорического императива было сформулировано И. Кантом в его труде«Основы метафизики нравственности» (1785) и подробно исследовано в «Критике практического разума».

По Канту, благодаря наличию воли человек может совершать поступки, исходя из принципов. Если человек устанавливает для себя принцип, зависящий от какого-либо объекта желания, то такой принцип не может стать моральным законом, поскольку достижение такого объекта всегда зависит от эмпирических условий. Понятие счастья, личного или общего, всегда зависит от условий опыта. Только безусловный принцип, т.е. не зависящий от всякого объекта желания, может иметь силу подлинного морального закона.

17. Диалектика как система и метод в философии Г. Гегеля. Философия права.

Диалектика в гегелевском смысле термина — это теория, согласно которой нечто — в частности, человеческое мышление, — в своем развитии проходит так называемую диалектическую триаду: тезис, антитезис и синтез.
Сначала — некая идея, теория — тезис. Тезис, скорее всего, вызовет противоположение, оппозицию. Противоположная ему идея называется антитезисом. Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков. Это решение называется синтезом.

Филосо́фия пра́ва — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

18. Антропологический принцип в философии Л. Фейербаха. Критика христианства.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП

филос. принцип, означающий внеисторич. рассмотрение человека как части природы, как неизменяющегосяестеств. существа, наделенного материальными и духовными качествами. А. п., направленный противдуалистич. разрыва материи и духа и идеалистич. подчинения материального идеальному, выступает в своем классич. виде как одна из форм домарксистского материализма, не учитывающего роли обществ.-историч. Практики в формировании сознания человека. "

Ядром философской концепции Фейербаха был человек, который «и есть Бог». Религия у Фейербаха — продукт человеческой фантазии. В работе «Сущность христианства» Фейербах дал концептуальный анализ специфики религиозного сознания, суть которой — в вере в сверхъестественное и фантастические образы. Именно чувства, особенно чувства зависимости человека от стихийных сил природы, играют решающую роль в религиозном поклонении. При этом Фейербах пытался не столько упразднить религию, сколько реформировать ее, поставив на место веры в Бога веру человека в самого себя. Исходя из этого он ратовал за религию любви к человеку.

19. Развитие философского материализма в марксизме. Социальная философия марксизма.

20. Полемика «западничества» и «славянофильства» в русской философии ХIХ в. Антропологическое учение русских революционных демократов.

21. Русская религиозная философия. Философия всеединства В. Соловьева, учение о богочеловечестве. Философия свободы и творчества Н. Бердяева.

22. Русский космизм конца ХIХ - начала ХХ вв. (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский).

23. Формирование неклассической философии. «Философия жизни».

24. Основные этапы развития позитивизма.

25. Понимание природы человека и структуры личности в психоанализе.

26. Принцип «открытости человека» в философии экзистенциализма.

27. Бытие и познание в неклассической философии (феноменология, герменевтика, структурализм).

28. Проблемы общественного развития в западной философии ХХ в. Теория открытого общества К. Поппера. Учение о «столкновении цивилизаций» С. Хантингтона.

29. Современная философия будущего. Концепции информационного общества.

30. Мировоззрение, его происхождение, структура. Роль философии в формировании мировоззрения.

Мировоззрение может быть:

– идеалистическим;

– материалистическим.

31. Исторические типы мировоззрения.

32. Предмет философии и ее функции. Особенности философского знания.

Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Функции философии:

мировоззренческая (связана с понятийным объяснением мира);

методологическая (философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);

прогностическая (формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира);

критическая функция (принцип «подвергай все сомнению»);

аксиологическая функция (любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.);

социальная функция (опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

33. Основные разделы и аспекты философского знания.

34. Бытие как проблема философского познания. Реальность объективная и реальность субъективная. Основные формы бытия. Проблема единства мира.

35. Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм как концепции бытия. Атрибуты и модусы субстанции.

36. Эволюция философских представлений о материи. Современные концепции структурной организации материи.

37. Движение как основной атрибут материи. Принцип абсолютности движения. Основные формы движения материи.

38. Пространство и время как философские категории. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени.

39. Идея развития и ее эволюция в философии. Диалектика и ее альтернативы.

40. Основные принципы и законы диалектики.

41. Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм.

42. Проблема сознания. Существование идеального. Эволюция форм отражения.

43. Социальная природа сознания. Мышление и деятельность, мышление и язык.

44. Структура индивидуального сознания. Сознание и бессознательное.

45. Общественное сознание, его активность. Коллективное бессознательное. Формы общественного сознания.

46. Проблема познаваемости мира. Познавательная деятельность. Основные понятия теории познания.

47. Структура процесса познания. Основные этапы познания.

48. Основные формы процесса познания: обыденное, научное, эстетическое и др.

49. Понятие истины. Истина и заблуждение. Достоверность знания.

50. Роль практики в познании. Практика как критерий истины.

51. Специфика научного познания.

52. Основные формы научного познания, их взаимосвязь.

53. Эмпирический и теоретический уровни познания, их взаимосвязь.

54. Методы научного познания.

55. Репродуктивное и продуктивное познание. Эвристика. Роль интуиции в познании.

56. Понятие «информация». Информатизация современного общества: тенденции изменения сознания, мышления, культуры.

57. Социальные функции науки. Сциентизм и антисциентизм.

58. Рост научного знания. Критерии научности. Научная революция: сущность, формы.

59. Понятие природы. Взаимодействие общества и природы. Социальная экология. Экологические проблемы современности.

60. Человек как объект философского осмысления. Бытие человека. Ценности человеческого бытия.

61. Основные концепции природы человека. Проблема происхождения человека. Эволюционная трудовая теория (антропосоциогенез).

62. Биологическое и социальное в природе человека. Индивид, индивидуальность, личность.

63. Специфика человеческой деятельности. Структура и мотивы человеческой деятельности. Концепция тождества человека и его деятельности.

64. Человек в социуме. Проблема свободы человека. Свобода и ответственность.

65. Понятие общества. Социальная философия как теория общества. Основные модели общества.

66. Общественные отношения. Социальная структура общества. Социальные группы. Стратификация.

67. Культурно-исторические общности людей. Нация, народ, государство.

68. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Способ производства, его структура. Общественно-экономическая формация.

69. Научно-техническая революция. Формирование информационного общества.

70. Основные концепции исторического процесса (формационная, цивилизационная, культурологическая, теологическая).

71. Проблема закономерностей в истории. Объективные условия и субъективные факторы в историческом развитии. Историческая необходимость и свобода личности.

72. Движущие силы истории. Материальное и идеальное в историческом процессе. Роль народных масс и личности в истории.

73. Понятие культуры, ее многогранный характер. Социальные функции культуры. Проблема массовой и элитарной культуры.

74. Соотношение культуры и цивилизации. Типы цивилизаций. Концепция конфликта цивилизации и культуры.

75. Ценность как способ освоения мира человеком. Иерархия ценностей. Ценностные ориентации. Ценности современного общества.

76. Мораль и нравственность. Структура морали. Кризис морали и проблема обновления нравственных ценностей.

77. Право и цивилизация. Права человека. Власть. Правовое государство. Гражданское общество.

78. Проблема насилия. Формирование принципа ненасилия.

79. Духовная жизнь общества. Религия и религиозные ценности в структуре духовной жизни.

80. Онтологическое и аксиологическое содержание жизни человека. Проблема смысла жизни в истории философской мысли.

81. Глобализация современного мира: понятие, основные проблемы, тенденции развития.

82. Социально-культурные, экономические и политические аспекты глобализации.

83. Понятие глобальных проблем, их классификация, причины возникновения. Перспективы выживания человечества.

84. Развитие культуры. Национальное и общечеловеческое в культуре. Западная и восточная культура. Культура и творчество.

85. Учение о ноосфере. Понятие коэволюции. Концепция устойчивого развития.

86. Социальное прогнозирование. Виды социальных прогнозов. Философия будущего.

87. Общественный прогресс и его критерии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: