Дидактические материалы для самостоятельной работы

Занятие № 1. Тема 1.2. Главные направления и школы в истории философской мысли

Учебные вопросы и задания:

1.Мировоззрение и философия. Специфика философского знания. Почему некоторые философы считают, что философия занимает место между религией и наукой? Согласны ли вы с такой позицией?

2. Предмет философии. В чем сложность выделения предмета философии?

3.Основные функции философии и её роль в обществе. Есть ли неосновные функции философии? Назовите и раскройте их содержание.

4. Особенности древневосточной и античной философии. Проведите сравнение этих исторических типов философии. В чем их тождество/различие?

5.Назовите основные черты средневековой философии. В чем проявился её теоцентризм?

6. В чем принципиальное сходство философии Возрождения, философии Нового времени и эпохи Прсвещения?

7. В чем состоит уникальность немецкой классической философии? Каковы её главные достижения?

8. Особенности русской философии ХIХ –ХХ веков. Какова судьба марксистской философии в России?

9. Каковы основные школы и течения современной философии? Составьте таблицу с характеристикой представителей и основных идей этих школ.

Занятие № 2. Тема1.5. Познание и его методы

Учебные вопросы и задания:

1.Сущность познания, его ступени и формы. Почему нельзя свести познание к отражению объективного мира в сознании человека?

2. Познание как диалектический процесс: рациональная и чувственная стороны познания. Какова взаимосвязь и особенности проявления этих сторон познавательной деятельности человека?.

3 Учение об истине. Исторические разновидности понимания истины. Истина и заблуждение. Критерии истины, ее конкретность.

4. Многообразие видов и форм знания, его компоненты, аспекты и уровни. Что мы знаем о незнании?

5.Научное познание и его специфические признаки. Научное и вненаучное знание.Каковы критерии научности?

6. Структура, методы и формы научного познания.

7. Эмпирические и теоретические методы познания.

8. Творчество как феномен познания и деятельности человека. В чем на ваш взгяд сущность творчества и основные формы его проявления?

9. Воображение, остроумие и интуиция как способы познания и творчества. Как вы понимаете креативность мышления в своей будущей профессиональной деятельности?

Занятие № 3. Тема 2.2.Человек в историческом процессе

Учебные вопросы и задания:

1. Общество как система и исторический процесс.

2.Общество как система социальных связей и роль человека в их формировании. Какие социальные связи вы считаете наиболее важными для устойчивого развития общества? Какие –для гармоничного развития человека?

3. Связь, отношение, деятельность, их многообразие в общественной жизни человека.

4.Человек и исторический процесс. Диалектика объективного и субъективного в истории. Что такое «движущие силы» общественного развития?

5. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Личность и массы в истории. Какую иерархию выдающихся личностей в мировой истории вы можете предложить? А в истории России?

6. Многообразие форм и путей развития общества и проблема адекватности их отражения в научных теориях.

7. Социальная типология истории. Проведите сравнение сильных и слабых сторон формационной и цивилизационной концепций общественного развития.

8.В чем состоит единство и многообразие культурно-исторического опыта человечества?

9.Есть ли общественный прогресс? Каковы его критерии, цели, средства и пределы? Проблема комплексной оценки последствий технического прогресса.

10. Насилие и ненасилие в истории. Сущность и проявления «мягкой силы» в современных «бархатных» революциях. Всегда ли ненасилие есть благо?

Занятие № 4. Тема 2.6. Культура и цивилизация

Учебные вопросы и задания:

1.Культура как продукт жизнедеятельности человека и общества. В чем состоит ценностное содержание культуры? Как вы можете доказать его зависимость от уровня развития человека и общества? Духовные ценности современной культуры: наука и образование, литература и искусство, ценности религиозной и светской культуры.

2. Материальная культура и производственная деятельность человека. Почему техногенное общество в XX – начале XXI вв. переживает глубокий кризис? Чем грозит этот кризис всему человечеству?

3. Духовная культура и духовная жизнь человека и общества, их взаимосвязь. Возможно ли духовное противостояние человека и общества?

4. Культура как мир человека, способ его самовоспроизведения и развития. Человек как творец и произведение культуры.

5. Единство и многообразие культур, их взаимодействие. Национальное и интернациональное в культуре. В чем суть проблемы аккультурации и культурной самоидентификации в эпоху глобализации?

6. Диалектический подход к культурному наследию. Социальные функции культуры.

7. Мировая цивилизация на рубеже тысячелетий: глобальные проблемы и пути их решения. Почему концепция коэволюции может сыграть роль методологии в решении проблем современного экологического кризиса?

8. Основные тенденции развития современного мира. Информатизация общества, компьютеризация материального и духовного производства и проблема признания и распространения общечеловеческих ценностей.

9. Проблема выживания и устойчивого развития человечества как выражение глобальных проблем современности и основное направление развития мировой цивилизации.

10. Будущее человечества: прогнозы и сценарии. Выбор пути развития: противостояние или коэволюция. Каковы основные стадии развития человечества с точки зрения коэволюции природы и общества?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: