Государственная семейная политика РФ

Как отмечают многие исследователи, в последние годы в нашем обществе нарушен хрупкий баланс между силами, созидающими семью, и силами, ее разрушающими, в пользу последних. Появились два мощных фактора дестабилизации брачносемейных отношений: имущественная дифференциация и снижение жизненного уровня населения, с одной стороны, и моральная дестабилизация, потеря нравственных ориентиров у многих людей, с другой (Л.Т. Шинелева и др.). В этих условиях необычайно возросла важность целенаправленной и эффективной государственной семейной политики.
Следует согласиться с выводами тех ученых (Л.Т. Шинелева и др.), которые считают, что нет неразрешимых проблем современной семьи. Существует ряд фундаментальных принципов, которые могут способст
реалистичность и связанная с ней эффективность семейной по
литики.

Здесь речь идет прежде всего о том, что из множества факторов, влияющих на стабильность брачносемейных отношений (выполнение семьей присущих ей функций, повышение качества семейных отношений, эффективная помощь маргинальным семьям и т.д.), выбираются те, на которые можно было бы повлиять хотя бы в отдаленной
перспективе и которые поддаются хотя бы некоторому воздействию.
Наиболее реалистичен учет двух факторов, которые влияют на функционирование современной семьи. Это материальные условия жизнедеятельности семьи и система информированности по наиболее важным вопросам, связанным с семейной жизнью, с выбором супругов, с формированием отношений между ними, а также между родителями и детьми. В первом случае предполагается определенная система льгот, пособий, улучшение жилищных условий, строительство яслей, детских садов и т.д. Во втором планомерное просвещение, помогающее семье построить адекватные семейным условиям модели выживания и развития, осуществить наиболее оптимальный для взрослых и детей выход из сложных ситуаций.

Дифференцированный подход к различным типам семей. Многие документы, посвященные семейной политике, содержат общий недостаток: они обращены к некой абстрактной, чаще благополучной, семье и пытаются решить общие для всех проблемы. Необходимо работать над типологизацией семей и разрабатывать социальную политику и соответственно осуществить социальную работу применительно к каждому из конкретных типов семей (маргинальные семьи, кризисные, благополучные, процветающие и т.д.).

Переориентация с социальных пособий семье и гуманитарных акций на работу по активизации жизненного потенциала семьи. Необходимо помочь семье самой решать собственные проблемы, а общество должно лишь выработать для этого определенную систему поддержки (расширение рабочих мест с учетом интересов семей с маленькими детьми, обучение новым профессиям, пропаганда новых моделей выживания и развития семьи, разработка справедливой налоговой политики и т.п.).

Основные направления и технологии социальной работы с семьей
Планы развития учреждений социальной защиты семьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет процесс создания горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семью, должны знать потребности населения в такого рода услугах. В этих целях они должны располагать информацией о типах семей, живущих на данной территории, наличии острых проблем, отношении населения к службе «Семья», уже действующей, или возможности создания такой службы и т.д.

Практика становления служб по социальной помощи семье в РФ показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг как детям, так и взрослым членам семьи.
-аналитическую: изучение проблем и нужд своего контингента семей;
-плановоорганизационную: планирование и организация социального обслуживания семей в социуме;

-управленческую: обеспечение контакта с государственными органами, от которых зависит решение проблем семьиклиента, контроль за принятием решений и доведением дела до конца, оценка результата;

-информационную: сообщение населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной защите населения.

Помощь семье может быть неотложной и долговременной. Неотложную помощь семье оказывают такие службы, как отделения неотложной психологической помощи, кризисные центры, телефоны доверия и др. Долговременная помощь семье оказывается территориальными службами социальной помощи семье, социальными приютами для детей и подростков, реабилитационными центрами и др. учреждениями.
Сегодня в РФ в системе органов социальной защиты населения действует около 1500 учреждений, ориентированных на помощь семье и детям, из них около 200 территориальные центры социальной помощи семье и детям. Но их деятельность не ликвидирует остроту и драматизм современного состояния российской семьи, которая нуждается в мудрой долговременной семейной политике нашего государства и широкой общественной поддержке.

В работе с семьей применяется практически вся сумма технологий, имеющихся в распоряжении современной социальной работы: технологии глобальные, инновационные, рутинные, информационные; индивидуальные и групповые; социальная диагностика; социальная адаптация личности; социальная реабилитация, социальная терапия и коррекция; технологии социального обеспечения, социального страхования, социального обслуживания; социальная опека и попечительство; социальная экспертиза и моделирование и др. (см. более подробно об этом: учебно-методическое пособие по дисциплине «Технологии социальной работы» для студентов специальности 350500 «Социальная работа». Составитель Д.С. Соболева).


Гендерные аспекты семейной жизни

В 80е гг. XX в. на Западе начали осуществляться так называемые гендерные исследования. Гендер - пол не в его анатомобиологических, а в его культурноисторических измерениях. В центре гендерных исследований стоит проблема социального неравенства полов, доминирования одного пола (как правило, мужчин) над другим (женщинами), и определения путей ликвидации тендерного неравенства. Одним из основных объектов гендерных исследований стала семья и отношение полов в семье, выявление тендерного неравенства в ней. Угнетенной и страдающей стороной здесь, как и в обществе в целом, оказалась женщина. Именно ей в первую очередь и должны были помочь гендерные изыскания.

В настоящее время в гендерном ключе исследуются следующие тендерные проблемы семьи: семейные полоролевые стереотипы; домашняя работа ее невидимый, неоплаченный и символический характер; «двойная нагрузка» женщины; распределение власти и доходов в семье самореализация женщины в семье и вне семьи; воспитание детей в семье; использование досуга; репродуктивная жизнь семьи; сексуальное и иные виды насилия в семье; вклад семьи и, в частности, женщины в воспроизводство капитала, драматическое по своему содержанию противоречие «работа-дом»; кризис семейных отношений и др. В свете гендерных исследований внутренняя жизнь современной семьи предстала в новом, весьма неприглядном виде. Стало ясно, что вне решения гендерных проблем в семье невозможно преодоление ее кризиса, масштабного процесса деградации всех семейных отношений. В РФ гендерное исследование семьи находится практически в его начальной стадии. Опасность дальнейшего сохранения гендерного неравенства в семейных отношениях осознана общественностью крайне слабо. Государственная семейная политика явно недооценивает тендерные отношения, равно как и те негативные социальные последствия, которые заключает в себе гендерное неравенство в семье и за ее пределами.

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1: Семья и ее история (4 ч.)
1.1. Что такое семья
1.2. Основные концепции истории и социологии семьи (Л. Морган, Др. Энгельс, М. Ковалевский, Н. Смелзер, Э. Тоффлер, С. Голод).
1.3. Европейская семья, ее «золотой век» и кризис.
1.4. Семья в России и «Домострой».
1.5. «Супружеская семья»: дискуссионные проблемы.
Контрольные вопросы
а) Какова историческая связь следующих явлений: род, семья, пле
мя, народ?
б) Какие этапы в своем развитии проходит западноевропейская семья?
в) Был ли патриархатным «Домострой»?
г) Какие факты свидетельствуют о рождении «супружеской семьи»?
Литература: 3, 4, 8, 12, 18, 19, 20, 26, 29, 30, 40, 49, 88.
Тема 2: Анализ состояния современной семьи (2 ч.)
2.1. Кризис семьи: эволюция или уход семьи с исторической арены.
2.2. О чем говорят «альтернативные семьи».
2.3. Неотложные проблемы российской семьи.
Контрольные вопросы
а) Перечислите основные проявления кризиса современной семьи.
б) Какие существуют альтернативные точки зрения на кризис в семье?
в) Куда идет современная семья?
г) Какова связь женского вопроса с кризисным состоянием семьи?
Литература: 4, 7, 8, 19, 20, 23, 29, 30, 37, 40, 49, 50, 61, 63, 75, 76, 85, 88, 90.

3.3. Основные технологии социальной работы с семьей.
3.4. Кризисный центр помощи женщинам и детям.
3.5. Приемная семья и решение проблем социального сиротства.
Контрольные вопросы
а) Какова роль духовного фактора в социальной работе с семьей?
б) Назовите основные социальные технологии работы с девиантны
ми семьями.
в) Перечислите основные виды помощи «молодой семье».
г) Какие новейшие технологии работы с семьей вы знаете?
Литература: 4, 9, 13, 16, 23, 27, 28, 31, 37, 43, 53, 55, 56, 58, 65, 66, 68, 69, 70, 77, 95, 96, 97, 98, 100, 104, 105, 106.
Тема 4: Тендерные аспекты семьи и семейной политики (4 ч.)
4.1. Пол и тендер. Полоролевые стереотипы. Тендерные исследования семьи. Тендерное неравенство в семье.
4.2. Тендерные аспекты домашней работы.
4.3. Тендер и распределение труда в семье.
4.4. Тендерная природа распределения дохода в семье.
4.5. Тендер и насилие в семье.
4.6. Тендерные аспекты самореализации женщин в семье и в сфере публичной жизни.
Контрольные вопросы
а) Что такое тендер?
б) В чем состоит актуальность тендерных аспектов жизни семьи?
в) В чем состоит дискриминация женщины в семье?
г) Возможно ли преодоление тендерного неравенства в семье?
Литература: 1, 5, 11, 12, 24, 31, 33, 36, 40, 41, 42, 47, 48, 51, 52.

Тема 3: Основные направления и технологии социальной работы с семьей (4 ч.)
3.1. Семейная политика РФ на современном этапе: принципы, основные направления.
3.2. Основные направления социальной работы с семьей территориальных центров «Семья».


Раздел III. СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Темы для самостоятельного изучения проблем семьеведения
Цель изучения каждой предлагаемой темы углубленное знание студентами проблем семьи и семейных отношений и технологий решения этих проблем. Работа над темой может быть оформлена в письменной форме и иметь следующее содержание:
Введение
Анализ проблемы с постановкой социального диагноза
Технология ее разрешения и дальнейшего предупреждения
Заключение
Литература
1. Социальнопсихологический подход в изучении семьи.
Литература: Основная 5, 30
Дополнительная 53, 61, 62, 68, 70, 77, 89, 95, 99, 106
2. Демографический подход к изучению семьи.
Литература: Основная 4, 11
Дополнительная 54, 60, 73
3. Брак и развод: современные тенденции.
Литература: Основная 4, 7, 8, 17, 19, 23, 29, 30
Дополнительная 53, 54, 61, 75, 77, 99, 102, 106
4. Готовность к браку и семейной жизни.
Литература: Основная 4, 7, 8, 17, 19, 23, 29, 30
Дополнительная 53, 54, 61, 75, 77, 99, 102, 106
5. Семейные конфликты и их разрешение.
Литература: Основная 4, 23, 25, 30
Дополнительная 53, 54, 61, 65, 67, 68, 75, 77
6. Сексуальный аспект семейной жизни.
Литература: Основная 5,30,41
Дополнительная 50,61,69,75,99
7. Проблемы репродуктивного поведения.
Литература: Основная 4,8,11
Дополнительная 44

Темы рефератов:
Написание рефератов нацелено в основном на выявление дискуссионных вопросов, касающихся семьи. Реферат предполагает развитие творческой мысли студента, умения находить собственные решения дискуссионных проблем.
1. Стабильность семьи: актуальные проблемы.
2. Российская семья в 90е годы: жизненные стратегии мужчин и женщин.
3. Планирование семьи в условиях российского социальноэкономического кризиса: «за» и «против».
4. Что такое домашнее насилие: концептуальный подход к проблеме.
5. Тендерные роли в семье: «за» и «против».
6. Тендерный анализ семьи.
7. Тендерные проблемы домашнего труда.
8. Брачный договор: «за» и «против».
9. Семья и любовь.

10. Американская семья.
11. Сексуальные роли в Америке.
12. Основные типы супружеских проблем в семье.

13. Факторы риска, вызывающие расторжение брака: дискуссионные проблемы.
14. Брачносемейная адаптация, ее характер и содержание.
15. Социальнопсихологический подход к изучению супружеских
конфликтов.
16. «Золотой век» и кризис семьи в Европе.
17. Межличностные отношения в семье.
18. Технологии социальной работы с семьей: «за» и «против».
19. Деятельность территориальных центров «Семья» г. Тольятти.
20. Основные направления деятельности Кризисного центра «Семья и дети»: «за» и «против».


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Основная литература
1. Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Психология семьи: Хрестоматия: Учеб. пособие. Самара, 2002.
2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Психология семьи: Хрестоматия: Учеб. пособие. Самара, 2002.
3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи: Учеб. пособие. М., 1996.
4. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века. М., 2000.
5. Берн Ш. Тендерная психология. 2е межд. изд. СПб.М., 2001.
6. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. М., 2002.
7. Голод СИ. Моногамная семья: кризис или эволюция? // Психология семьи: Хрестоматия: Учеб. пособие. Самара, 2002.
8. Голод СИ. Семья и брак: историкосоциологический анализ. СПб., 1998.
9 Государственная служба социальной помощи семье. Сб. М,
1999.
10 Гражданский кодекс РФ: Ч 1, 2 и 3 М, 2002
11. Греченкова Т.И., Куприянова И.С Тендерный анализ охраны репродуктивного здоровья и социальной защиты родительства в Саратовской области // Тендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания на региональном уровне / Под ред. Е.Р. ЯрскойСмирновой и Н.И. Ловцовой. Саратов: Издво «Научная книга», 2003.
12. Гурко Т.А. Представления об институте семьи в различных течениях феминизма // Теория и методология тендерных исследований: Курс лекций. М., 2001.
13 Домохозяйство, семья и семейная политика. М, 1997 14. Дружинин В. Теоретическая типология моделей семьи // Психология семьи: Хрестоматия: Учеб. пособие. Самара, 2002.
15 Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». 2е изд. М., 2002.
16 Законодательство РФ. Льготы. Сб. Официальные документы. М., 2002.
17. Зацепин А.И. Брак и семья // Психология семьи: Хрестоматия: Учеб. пособие. Самара, 2002.
18. Здравомыслова О.М. Психологические и социально
культурные функции семьи // Психология семьи: Хрестоматия: Учеб.
пособие. Самара, 2002.
19. Зидер Р. «Золотой век» и кризис семьи в Европе с I960 г. до наших дней // Психология семьи: Хрестоматия: Учеб. пособие. Самара, 2002.
20. Зидер Р. Социальная история семьи // Хрестоматия по курсу «Основытендерных исследований». М., 2001.
21. Козлов А.В. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. Сб. науч. очерков. М., 1998.
22 Конституция РФ. Офиц. текст. М, 2002
23. Кратохвил С Основные типы семейных проблем и их решение // Психология семьи: Хрестоматия: Учеб. пособие. Самара, 2002.
24. Ловцова Н.И. Тендерный анализ семейной политики // Тендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания на региональном уровне / Под ред. Е.Р. ЯрскойСмирновой и Н.И. Ловцовой. Саратов, 2003.
25. Максимович Л. Брачный контракт. М., 1997.

26. Миронов Б.Н. Семья: нужно ли оглядываться в прошлое? // Психология семьи: Хрестоматия: Учеб. пособие. Самара, 2002.
27. Нормативноправовые основы социального обслуживания семьи, женщин, детей: Сб. материалов и нормат. документов. М., 1997.
28 Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. М., 1997.
29. Попенос Д. Упадок американской семьи (19601990): обзор и оценка // Психология семьи: Хрестоматия: Учеб. пособие. Самара, 2002.
30. Психология семьи: Хрестоматия: Учеб. пособие. Самара, 2002.
31 Романов П.В., ЯрскаяСмирнова Е.В., Цыплакова Е.А. Одинокие матери клиенты или граждане? / Тендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания на региональном уровне / Под ред. Е.Р. ЯрскойСмирновой и Н.И. Ловцовой. Саратов, 2003.
32. Семейный кодекс РФ. Офиц. текст по сост. на 15 марта 2002. М., 2002.
33. Современная женщина: проблема самореализации. Материалы к образовательным программам / Отв. ред. проф. Е.Ф. Молевич. Самара, 1997.
34. Социальная работа: Словарьсправочник / Под ред. В.И. Филоненко. М., 1998.
35. Социологический словарь / Н. Аберкромби и др. М., 1999.
36. Теория и методология тендерных исследований: Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. М., 2001.
37. Тимошина Н.В., Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие. М., 2003.
38. Трудовой кодекс РФ. М., 2002.
39. Федеральные законы: «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года№ 167ФЗ; «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166ФЗ; «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17декабря 2001 года№ 173ФЗ. М., 2002.
40. Феминология. Семьеведение: Учеб. пособие. / Под ред. Л.Т. Шинелевой М., 1997.
41. Ферри М.М. Феминизм и семейные исследования // Хрестоматия по курсу «Основы тендерных исследований». М., 2001.
42. Хрестоматия по курсу «Основы тендерных исследований». 2е изд. / Ред. совет: О.А. Воронина и др. М., 2001.
43. Ювенальные технологии. Практическое руководство по реализации территориальной модели реабилитационного пространства для несовершеннолетних группы риска / Под. общ. ред. О.В. Звенкова, Н.Л. Ханашвили, А.С. Автономова М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), 2002.
Дополнительная литература
44 Актуальные проблемы социальноправовой защиты жен
щин. СПб., 1998.
45 Аберкромби Н., Хилл Ст., Тернер Брайн С. Социологический
словарь / Пер. с анг М., 1999.
46. Барнетт. Род человеческий / Пер. с англ. М.: Мир, 1968.
47. Байгузана Д.Д. Тендерная экспертиза социального обслуживания детейинвалидов и семей, в которых они воспитываются // Тендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания / Под ред. Е.Р. ЯрскойСмирновой и Н.И. Ловцовой. Саратов, 2003.
48. Баскакова М.Е. Равные возможности и тендерные стереотипы на рынке труда. М.: МЦГИ, 1998.
49. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с англ. М.: ПрогрессТрадиция, 2000.
50. Витек К. Проблемы супружеского благополучия / Пер. с чеш. М.: Прогресс, 1988.
51. Тендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания / Под ред. Е.Р. ЯрскойСмирновой и Н.И. Ловцовой. Саратов: Издво «Научная книга», 2003.
52. Тендерные проблемы и развитие / Пер. с англ. М., 2002.
53. Герни Б. Психотерапия супружескосемейных отношений / Пер. с англ. М., 1992.
54. Голод СИ. Стабильность семьи: социологические и демографические аспекты. М., 2000.
55. Горелл Б. Дж. Социальная работа с семьями в Англии / Пер. с англ. М., 1993.
56 Государственная система социальной помощи семье и детям: Официальные документы и материалы. Вып. III. М.: Минсоцзащиты РФ, 19911992.
57. Государственная служба социальной помощи семье / Сб. материалов из практики работы. М.: Минсоцзащиты РФ, 1991.
58. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи // Психология семьи: Хрестоматия: Учеб. пособие. Самара, 2002.
59. Дармодехин СВ. Государственная семейная политика: проблемы научной разработки. М., 1995.
60. Демография: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. М., 2003.
61. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М., 1991.
62. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996.
63. Жилищные проблемы семей и расходы на жилищнокоммунальные услуги. М., 1997.
64. Зуйкова Е.М., Кулагина В.И. Женщина в обществе и семье. Нижний Новгород, 1991.
65. Зуйкова Е.М., Кузнецова Н.В. Молодая семья. М., 1994.
66. Ищенко М.В. Социальное обслуживание и правовая защита женщин, пострадавших от насилия // Тендерная экспертиза социальной политики и социального обслуживания / Под ред. Е.Р. ЯрскойСмирновой и Н.И. Ловцовой. Саратов, 2003.
67. Как создать кризисный центр для женщин / Отв. редкторы: Е.В. Исраелен, Т.Ю. Забелина. М., 1995.

68. Калмыкова Е.С Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Психология семьи: Хрестоматия: Учеб. пособие. Самара, 2002.
69. Кон И.С. Введение в сексологию. М., 1990.
70. Лабиринты одиночества / Пер. с англ.; Сост. и общ. ред. НЕ. Покровского. М., 1989.
71. Манулян Э.А. Теоретикометодологические основы системы
социального обслуживания семьи и детей // Работник социальной служ
бы. 2001. № 1.
72. Мацковский Н.С. Социология семьи: проблемы, методологии и методики. М., 1998.
73. Медков В.М. Демография: Учебник. М., 2003.
74. Мэкки Л., Патулло П. Женщина на работе / Пер. с англ. М., 1982.
75. Нойберт Р. Новая книга о супружестве: проблемы брака в настоящем и будущем. М., 1992.
76 О положении семей в Российской Федерации. М, 1994
77. Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психология семьи: Хрестоматия: Учеб. пособие. Самара, 2002.
78. Проблемы семьи и семейной политики / ПСИ АН СССР. М., 1991.
79 Проблемы женщин и семьи глазами социологов. М, 1997
80. Работающие женщины в условиях перехода России к рынку / Под ред. Л.С. Ржаницыной М.: ИЭ РАН, 1993.
81. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого / Очерки: Хрестоматия. М., 2002.
82 Российская энциклопедия социальной работы. В 2х т М, 1997.
83. Рощин СЮ. Занятость женщины в переходной экономике России. М.: ТЭИС, 1996.
84. Семья. Книга для чтения. В 2х т. / Сост. И.С. Андреев, А.В. ГулыгаМ., 1990.
85. Семья в изменяющемся мире / Департамент пробл. семьи, женщин, детей Рос. Акад. управ. М., 1993. Вып. I, II, III.
86. Семья в России. М., 1995.
87. Семья и семейная политика: Сб. / АН СССР, Инт социал.экон. пробл. народонаселения. М., 1991.
88. Семья на пороге третьего тысячелетия / Гл. ред. А.И. Антонов, Дж. У. Мэддок и др. М., 1995.
89. Смелзер Н. Сексуальные роли и неравенство // Психология семьи: Хрестоматия: Учеб. пособие. Самара, 2002.
90. Современная семья: проблемы, решения, перспективы развития: Материалы междунар. семинара. М.: Издво РГСИ «Союз», 1992.
91. Социальная помощь семье и детям: Сб. материалов из практики работы. М.: Инт молодежи, 1992. Вып. 2.
92. Столяренко Л.Д. Основы психологии. РостовнаДону, 1996.
93. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструирование разрешения конфликтов. М., 1996.
94. США: Проблемы семьи: Реферат. Сб. М., 1990.
95. Сысенко В.А. Брачносемейная адаптация, ее характер и содержание // Психология семьи: Хрестоматия: Учеб. пособие. Самара, 2002.
96. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1993.
97. Тартаковская И.Н. Социология пола и семьи. Самара, 1997.
98. Текст областной целевой программы по улучшению положения семей Самарской области и профилактике детской безнадзорности на 20032005 гг.
99. Тийт Э. Факторы риска, вызывающие расторжение брака // Психология семьи: Хрестоматия: Учеб. пособие. Самара, 2002.
100 Федеральная целевая программа «Дети России» на 20032006. Постановление Правительства РФ от 3 окт. 2002 г. № 732.
101. Харчев А.Г., Голод СИ. Профессиональная работа женщин и семья. Л., 1991.
102. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1997.
103. Харчев А.Г. Брак и семья. М., 1997.
104. Штейн Т. Региональные центры «Семья»: становление и развитие // Социальная работа. 2002. № 3.
105. Штейн Т.И., Гусарова Г.И. Роль центров «Семья» в системе специализированных учреждений обслуживания семьи и детей Комитета по вопросам семьи, материнства и детей Администрации Самарской области. Опыт Самарской области по социальной защите семьи и детей. Самара: Детский фонд ООН, 2000.
106. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л., 1990.
107. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: