Психологические основы формирования понятий

Понятие предполагает знание существенных и общих при­знаков и свойств различных предметов или явлений объ­ективной действительности, связей и отношений между ними. Существенными свойствами и связями являются те, при помощи которых предметы и явления одного рода отличаются от предметов и явлений другого рода. Например, существенным признаком часов является признак измерения времени. Этим общим, существенным при­знаком часы и отличаются от предметов всех других родов. Форма же часов, их величина, цвет, оформление циферблата и другие признаки являются несуществен­ными. Изменение существенного признака приводит к утрате объекта.

Существенные признаки и свойства предметов и яв­лений, связи и отношения между ними всегда общие, но общие признаки или отношения могут быть и несущест­венными. Так, мочка на ухе и желобок на верхней губе есть и у человека, и у животных, но эти признаки не яв­ляются существенными. Второстепенные, несущественные признаки и свойст­ва, связи и отношения не входят в содержание понятий о предметах и явлениях.

Для того чтобы усвоить понятие, учащемуся необходимо установить родо-видовые отношения, конкретизировать понятие, сделав его сравнимым с рядоположенным понятием,выделив его существенные признаки.Показателем успешности выполнения этих действий является определение понятий. Правильно определенным считается понятие, у которого родовой признак указывает ближайшее высшее понятие, а видовым отличием является признак или группа признаков, свойственных только данному понятию и отсутствующих в других понятиях, относящихся к тому же роду.

Определение задает точку зрения - ориентировочную основу для оценки предметов, с которыми взаимодействует обучаемый. Так, получая определение угла, ученик может теперь анализировать различные предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них признаков угла. Аналогично, имея определение окружности, учащийся может анализировать различ­ные формы объектов с точки зрения тех признаков, которые содержатся в определении окружности. Такая реальная работа по оценке различных предметов постепенно создает в голове ученика адекватное понятие как обобщенный и абстрактный образ предметов данного класса.

В основе формирования понятий лежат прежде всего общелогические действия и операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение), значение которых в процессе формирования понятий в отечественной психологии рассматривалось Н.А. Менчинской, Д.Н. Богоявленским, М.Н.Шардаковым, В.В.Давыдовым и др. (таблица)

Широко используемой при формировании понятий является теория формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин и др.).

Теория поэтапного формирования умственных действий позволяет управлять процессом усвоения понятий через выполнение следующей системы условий.


Таблица


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: