| Традиционный | Личностно-ориентированный |
| 1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков | 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта |
| 2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий | 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет детей к самостоятельному поиску путей решения этих заданий |
| 3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам учитель | 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала |
| 4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми | 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком |
| 5. Планирует и направляет детскую деятельность по определенному руслу | 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность |
| 6. Оценивает результаты роботы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки | 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки |
| 7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми | 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение |
| 8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых | 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения |
Специфическими особенностями личностно-ориентированного обучения являются:
1) ориентация на субъектный опыт каждого ученика;
2)
учет индивидуальной предпочтительности при выборе учебного материала, его содержания, вида и формы (рис.);
Рис. 1.
3) предоставление ученику выбора:
· способа работы (как выполнять задание);
· формы работы (индивидуальная или групповая);
· типа ответа (у доски, с места);
· характера ответа (письменно, устно, рассказ, резюме, анализ ответа, исправление ошибки и т.д.);
4) оценка не результата, а процесса работы (учитель вместе с учащимися ищет и находит наиболее эффективные пути усвоения знаний, поощряет интересные высказывания и находки, анализирует несостоятельные попытки, стимулирует учащихся к осознанию своих ошибок, их причин, обсуждает меры их устранения и т.п.);
5) функция учителя на уроке не авторитарная ("повтори материал", "прорешай побольше задач", "посмотри на образец" и т.п.), а рекомендательная ("давай подумаем вместе", "расскажи, каким способом выполнял задание", "выбери по своему усмотрению путь решения задачи и дай ему обоснование").
Вариант схемы организации личностного-ориентированного урока.
1. Совместно с учащимися определение темы урока.
2. Заполнение учащимися таблицы (столбцов 1 и 2).
Таблица
| Что я знаю по теме урока? | Что я хочу узнать? | Что я узнал за время урока? |
3. Организация деятельности учащихся по их выбору.
4. Обсуждение работ учащихся.
5. Домашнее задание на выбор.
6. Рефлексия урока (заполнение учащимися последнего столбца таблицы).






