double arrow

А. Я как субъект

Джемс (1890) ввел весьма полезное различение понятий Я; и МОЕ. Под первым понимается более ограниченное и четкое ощущение Я. Оно выражает то обстоятельство, что человек чувствует себя субъектом своих действий, своего восприятия, своих эмоций и осознает свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне. Это непосредственное переживание, иногда определяемое как точенное (Клапаред (1924), например, просил своих испытуемых указать, в каком месте их тела локализовано это переживание), не имеет никакого конкретного содержания, и его можно рассматривать как оборотную сторону центрации субъективной системы. Некоторые наблюдения, особенно относящиеся к патологий, показывают, что это ощущение Я может быть более или менее отчетливом, выраженным или диффузным. В случаях деперсонализации и при так называемой «утрате Я» оно может частично раствориться, хотя некоторые авторы, например Ясперс, отрицают, что человек может полностью утратить ощущение того, что человек является субъектом своих действий и чувств. Напротив, Коффка (1935), как и многие другие, допускает возможность сознательных переживаний, не сопровождаемых ощущением Я, и приводит в качестве примера рассказ одного горца о том, как он очнулся в ледяной трещине, в которую он свалился, потеряв сознание. Психоаналитик Федерн (1952), наиболее продвинувший вперед изучение феноменологии Я, рассказывает о своем пациенте, постоянно твердившем: «Я уже больше не я». Это утверждение прекрасно иллюстрирует всю сложность таких явлений, при описании которых языковые средства, видимо, не всегда достаточны для того, чтобы точно отразить переживаемые ощущения.

С помощью таких интроспективных отчетов можно установить только то, что существуют различные степени ощущения Я, что вполне совместимо с гипотезой, что это ощущение зависит от степени центрации субъективной системы, которая в патологических случаях может быть очень низкой или даже совсем отсутствовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: