Выготский Лев Семенович

(17 ноября 1896 – 10 июня 1934) – советский психолог. По окончании юридического факультета МГУ и одновременно историко-филологического факультета университета Шанявского (1917) вел научно-педагогическую работу в Гомеле, с 1924 г. – в Москве. Работал в институте психологии Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, во 2-м МГУ и в Институте дефектологии. Профессор с 1928 г.

Выготский разработал «культурно-историческую» теорию поведения. Различив две линии развития человеческого поведения: естественную и культурную, специфику последней (по которой идет развитие всех так называемых «высших психологических функций») Выготский видел в применении таких приемов поведения, в основе которых лежит изготовление и употребление знаков в качестве особых средств осуществления психологической операции. По Выготскому, человек овладевает собой, своим поведением, в общем, тем же путем, что и внешней природой, т. е. извне, при помощи особой общественной по своему происхождению «техники» знаков. При этом первоначально внешний культурный прием организаций поведения впоследствии может как бы «вращиваться», становясь внутренним (явление синтериоризации»). С переходом к изучению культурных форм поведения и их истории материалом психологии становятся культурные приемы и средства поведения. Раскрывая их функциовальную структуру и генезис, исследователь должен воссоздать строение соответствующего им психологического процесса. Этот метод распространялся Выготским не только на изучение отдельных психологических функций (таких, как память, внимание, мышление и т, д.), но и на исследование личности и сознания. (Этюды по истории поведения. М., 1930, совм. с А. Р. Лурия): Идеи культурно исторической теории высших психологических функций человека, выросшие у Выготского прежде всего из анализа проблемы компенсации дефектов психического развития ребенка, во многом, однако были подготовлены уже; ранними, его работами по психологии искусства. Они оказали значительное на развитие советской психологи приведя к образованию одной из крупных школ (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л. И.Божович, Д. В. Эльконин, П. Я Гальперин и др.)

Соч.; Сознание как проблема психологии поведения. – В кн.: Психология и марксизм. М., 1925; Педагогическая психология. М., 1926 Дефект и сверхкомпенсация; – И кн.: Умственная отсталость, слепота и глухонемота. М., 1927; Педология подростка (задания 1 – 8). М., 1928 то же (задания 9 –16). М.,1931 Психика, сознание и бессознательное. – В кн.: Элементы общей психологии. М.,1930; Сон и сновидения там же; Психологический словарь М., 1931 (совм. с Б. Е. Варшава); Умственное развитие детей в процессе обучения. М., Л., 1935; Основы педологии. М.,1934; Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. М., 1936; Избранные психологические исследования. М., 1956; Развитие высших психических функций. М., I960; Воображение и творчество в школьном возрасте. 2-е изд. М.; 1968; Психология искусства. 2-е изд. М.,1968; Собр. соч. т.1 – 6. – М.,1982


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: