Непредвиденные обстоятельства и «суеверное» поведение

Утверждалось, что эксперименты Торндайка нетипичны для процесса, научения, поскольку кошка не может «ви­деть связей» между движением задвижки и «выходом' из ящика». Но в оперантном обусловливании фиксиро­вание связей не является существенным моментом. Как во время, так и после обусловливания человек часто рассказывает о связи своего поведения с окружающей его средой. Его отчет может оказаться пригодным для научного объяснения, и его реакция на его собственное поведение может даже оказаться важным связующим звеном в определенных сложных процессах. Но в прос­тых процессах оперантного обусловливания такие отче­ты или реакции не требуются. Это объясняется тем, что человек может оказаться неспособным описать контин­гента подкрепления, которые имели явно выраженный эффект.

Также отсутствует необходимость в каких-либо пер­манентных связях между реакцией и ее подкреплением. Мы делаем прием пищи зависимым от реакции голубя, организуя механические и электрические связи. За пре­делами лаборатории ситуации, в которых возникают связи между поведением и его следствием, определяют­ся различными физическими системами. Но это никак не влияет на организм, и. в этом никакой необходимости нет. Что касается самого организма, то единственно важное свойство контингента подкрепления — в его временном характере. Подкрепление следует за реак­цией. Каким образом это происходит, значения не имеет. Мы должны допустить, что презентация подкрепле­ния всегда что-то подкрепляет, поскольку она неизбеж­но совпадает с каким-либо поведением. Мы знаем, что уже одно подкрепление может иметь значительный эффект. Если устанавливается только случайная связь между реакцией и появлением стимула, поведение назы­вается «суеверным». Мы можем показать это на приме­ре с голубем, аккумулируя эффект нескольких случайных обстоятельств. Предположим, что мы будем давать голубю небольшое количество еды каждые пятнадцать секунд, независимо от того, что он делает. Когда пища предъявляется первый раз, он выполняет какие-то пове­денческие реакции — если только он не будет стоять спокойно - и произойдет обусловливание. Тогда более вероятно, что при предъявлении пищи снова будет на­блюдаться то же самое поведение. Если это произойдет, то оперант будет еще более усилен. Если этого не про­изойдет, то будет усилено какое-то другое поведение. Обычно данное поведение достигает частоты, с которой оно подкрепляется. В дальнейшем оно становится по­стоянной частью репертуара птицы, даже если пища предъявлялась в такое время, которое не связано с по­ведением птицы. Видимые реакции, которые были уста­новлены таким образом, включают резкие наклоны го­ловы, переступание с ноги на ногу, наклоны и шарканье ногами, повороты вокруг своей оси, неестественную по­ходку и наклоны головы. В дальнейшем топография по­ведения может сместиться на другие подкрепления, поскольку легкие изменения в форме реакции могут сов­падать с приемом пищи.

При продуцировании «суеверного» поведения важное значение имеют интервалы, через которые подается пища. За шестьдесят секунд эффект подкрепления утра­чивается в значительной мере, прежде чем появляется другой, и вероятность появления другого поведения больше. Следовательно, вероятность появления «суевер­ного» поведения меньше, хотя оно может иметь место, если эксперимент выполняется на протяжении длитель­ного времени. Через пятнадцать секунд обычно эффект бывает почти мгновенным. Когда «суеверная» реакция устанавливается, она будет сохраняться, даже если она будет подкрепляться изредка.

Голубь не является исключением. Поведение людей также во многом «суеверно». Только небольшая часть поведения, усиливаемая непредвиденными обстоятельст­вами, становится ритуалом, который мы называем «суе­верием», однако сам принцип сохраняется в силе. Пред­положим, что, прогуливаясь по парку, вы находите де­сять долларов (и предположим, что это событие имеет для вас значительный подкрепляющий эффект). То, что мы делали в момент, когда мы нашли деньги, подкреп­ляется. Конечно, трудно привести строгие доказательст­ва, но весьма вероятно, что мы вновь пойдем.на прогул­ку именно в тот же парк или в парк, похожий на этот, и более вероятно, что мы будем смотреть именно на то место, где были найдены деньги, и т. д. Это поведение будет варьироваться в зависимости от состояния депривации, которому релевантны деньги. Его не следует на­зывать «суеверным», но оно порождается ситуацией, ко­торая редко оказывается «функциональной».

Некоторые ситуации, которые продуцируют «суеверное» поведение, не являются абсолютно случайными. Иногда за реакцией следует следствие, которое тем не менее ее не «продуцирует». Это можно лучше всего по­казать на примерах с таким типом стимула, который подкрепляет после его устранения. Прекращение кратко­временной стимуляции такого вида может подкреплять поведение, порождаемое его началом, Когда появляется неприятный стимул, организм приходит в состояние ак­тивности; стимул прекращает свое действие, и это под­крепляет определенную часть поведения. Определенные заболевания, хромота, аллергия таковы, что любые ме­ры, предпринятые для того, чтобы вылечить их, вероят­но, будут подкреплять, когда состояние улучшится. Не­обязательно, чтобы данная мера была актуально связа­на с лечением. Ритуалы, используемые в ненаучной, на­родной медицине, вероятно, можно объяснить с точки зрения этой характеристики многих форм заболеваний.

В «суеверном» оперантном поведении, как и в услов­ных «суеверных» рефлексах, процесс обусловливания терпит неудачу. Обусловливание дает организму боль­шие преимущества, вооружая его средствами поведения, которое позволяет ему действовать в новых условиях, однако не существует способов предотвращения усвое­ния неэффективных приемов случайного поведения. Лю­бопытно, что эта трудность, вероятно, возрастала по мере развития обусловливания в процессе эволюции. Если, например, для изменения вероятности реакции всегда требовалось три подкрепления, «суеверное» пове­дение было бы невероятным. Только потому что орга­низм достиг такого уровня, на котором уже один кон­тингент приносит значительные изменения поведения, они могут совпадать.

В человеческом обществе «суеверные» ритуалы вклю­чают в себя вербальные формулы и передаются как часть культуры. В этом смысле они отличаются от прос­того эффекта оперантного подкрепления. Но, вероятно, их источником является один и тот же процесс, и их, должно быть, поддерживают случайные условия, кото­рые имеют такой же паттерн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: