К. Г. Юнг. Аналитическая психология

Психоанализ является -научным методом, требующим известных, чисто технических приемов; благодаря тех­ническим его результатам развилась новая отрасль на­уки, которой можно дать название — «аналитическая психология».

АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Мы пользовались всего 400 различными словами. Сос­тав их, распределенный грамматически, был таков:

Существительных.....231

Прилагательных.....69

Глаголов........82

Предлогов и имен числительных......18

На число слогов мы не обращали внимания (оно колебалось между 1 и 3). Точно так же не было и рас­пределения по категориям (подобно, например, произве­денному Зоммером). Напротив, старание по возможнос­ти было направлено на то, чтобы не давать подряд слов, похожих по форме или по смыслу, с целью не дать испытуемому лицу после двух-трех реакций ограничить себя известной областью.

По недосмотру в первой сотне слов оказалось при­близительно 30 слов-раздражителей, легко наводящих на ассоциации временного и пространственного суще­ствования; во второй сотне, подобных слов-раздражите­лей было лишь около 20, что и вызвало заметное разли­чие в ассоциациях по сосуществованию между первой и второй сотнями. Выпавшие при этом слова-раздра­жители указанного свойства были заменены главным образом глаголами. Особое внимание было обращено на то, чтобы совсем исключить более трудные и менее употребительные слова, дабы избегнуть тем ошибок или удлинения времени реакции у испытуемого субъекта вследствие его недостаточной осведомленности. Поэто­му раздражающие слова были по возможности заимст­вованы из повседневного обихода.

Мы расположили опыты в таком порядке: сначала записывалось 200 реакций без всяких дальнейших ус­ловий. Время реакции измерялось хронометром, отме­чающим одну пятую секунды, причем стрелка всегда приводилась в движение в момент произнесения словес­ного акцента и была останавливаема в момент произ­несения реакции. Мы, конечно, не думаем, что этим простым приемом была измерена длительность каких-либо сложных психологических явлений. Нам надо было получить лишь общее представление о среднем и приблизительном времени реакции, это бывает важно во многих случаях и в особенности оказывается полезным при классификации ассоциаций. После 200-й реакции мы немедленно приступали к группировке материала по возможности совместно с самим испытуемым субъек­том. Это всегда удавалось с образованными лицами; с необразованными это, конечно, было невозможно, ибо они лишь в виде исключения обладают какой-нибудь способностью к интроспекции. Тут приходилось ограни­чиваться выяснением связей у особенно странных ассо­циаций. Результаты опыта распадались на первую сотню и вторую сотню и записывались отдельно. В течение опыта психическое состояние испытуемого субъекта по возможности подвергалось объективному и субъектив­ному контролю. При наступлении вызванного чем бы то ни было физиологического утомления второй ряд опытов откладывался до следующего дня. У образованных лиц утомление, можно сказать, никогда не обнаруживалось в течение первого опыта, так что в большинстве случаев можно было тотчас же приступить ко второму ряду опы­тов.

Второй ряд опытов состоял из 100 реакций, данных при условии внутреннего направленного внимания. Субъект должен был по возможности сосредоточить свое внимание и обратить его на так называемое «явление А» и притом все-таки возможно быстро реагировать, т. е. столь же немедленно, как и при первом опыте. Под. явлением А мы разумеем сумму тех психологических явлений, которые вызываются непосредственно перцеп­цией акустического раздражения. Чтобы проверить, сос­редоточился ли испытуемый субъект на своем, явлении А, его заставляли описывать после каждой реакции то самое, что было ему дано для реакции. По окончании этого опыта результаты его также подвергали подразде­лению. Подобные опыты были возможны только над об­разованными субъектами, и то, к сожалению, с извест­ным выбором, ибо для внимательного наблюдения за своими собственными психическими явлениями необходима некоторая психологическая опытность.

Третий ряд опытов всегда происходит лишь на второй день. Он также состоял из 100 реакций и проводил­ся при условии внешненаправленного внимания. Направ­ление внимания устанавливалось при этих опытах сле­дующим образом: испытуемый субъект должен был в такт ударам метронома наносить на бумагу карандаш­ные штрихи длиной приблизительно в 1 см. Первые 50 реакций производились при 60 ударах в минуту, вторые 50 реакций — при 100 ударах. Результаты группировки каждой полусотни записывались порознь и для; облегчения сравнения рассчитывались процентуально. Для немногих испытуемых субъектов такт метронома после 25 реакций ускорялся, чтобы исключить слишком быстрое привыкание. В этих случаях такт ускорялся с 60 до 72 и со 100 до 108 в минуту.

Фактор привычки и без того играет слишком боль­шую роль при этих опытах, как это можно было бы предвидеть и a priori. Многие лица очень быстро привыкают к этой чисто механической деятельности, при ко­торой во втором ряде опытов меняется только такт. Нелегко установить какое-нибудь другое мешающее раздражение, которое было бы столь же непрерывно и столь же легко регулируемо и при том обходилось бы без привлечения момента словесного представления, особенно же, если оно не должно предъявлять слишком большие требования к уму и воле необразованных ис­пытуемых субъектов.

Отыскивая подходящее мешающее раздражение, мы прежде всего заботились об исключении всего, что мог­ло бы повлиять в смысле возбуждения словесных пред­ставлений. Мы думаем, что нам удалось исключить подобное влияние при помощи выработанного порядка, опытов.

В результате этих опытов от каждого испытуемого лица было получено средним числом от 100 до 400 ассо­циаций. После этого мы еще попытались пополнить наш материал в некоторых других направлениях и для этой цели записали ассоциации у некоторых из наших испытуемых, находившихся в состоянии явного утомле­ния. Подобные реакции нам удалось получить у шести испытуемых, У одного испытуемого записаны были так­же ассоциации в состоянии утренней сонливости после того, как он целиком проспал всю ночь, причем фактор утомления был исключен. У другого испытуемого были записаны ассоциации в состоянии сильного неудоволь­ствия (раздражения), но без утомления.

Таким образом, мы получили около 12400 ассоциа­ций.

Реакции на раздражающие слова являются лишь -чувственным, отдаленным и несовершенным изображе­нием психической связи. Поэтому, когда мы описыва­ем и подразделяем словесно выраженные связи, мы классифицируем этим не самые ассоциации, а лишь их объективные симптомы, из которых психические связи могут быть реконструированы лишь с осторожностью.

В наших опытах мы исследуем результаты целого ряда психических процессов: перцепции, апперцепции, интрапсихической ассоциации, словесного оформления и.моторного выявления. Каждый из этих актов оставля­ет в реакции свой след.

Аналитическое рассмотрение данного ряда опытов обнаруживает воздействие комплекса на ассоциатив­ную деятельность. Несмотря на то что, как обычно го­ворится, ассоциация подчинена свободному усмотрению и испытуемый субъект может говорить то, что он хочет, •однако он все же не говорит, что хочет, но вынужден выдавать то, что он ошибочно считает наиболее скры­тым. Поэтому реакции его не суть какие-нибудь свобод­но вызываемые содержания, а лишь симптоматические действия. (Symptomhandlungen Фрейда), производимые психическим фактором, действующим наподобие само­стоятельного существа. Комплекс, окрашенный чувством и в данный момент отколовшийся от сознания, произ­водит такое действие, которое постоянно и успешно кон­курирует с намерениями комплекса «Я»; несмотря на отрицательную и вытесняющую установку последнего действия первого предательски вызывают субъективные реакции и такие ассоциации, о значении которых пос­ледний и не подозревает.

Подводим итоги.

1. Из приведенных числовых данных вытекает, что сравнительно' большое время реакций почти без исклю­чения бывает вызвано вмешательством сильной эмоци­ональной окраски.

2. Сильные эмоциональные окраски относятся по общему правилу к обширным и лично важным комплексам представлений,

3. Реакция может быть ассоциацией, принадлежа­щей к такому комплексу, и иметь на себе эмоциональ­ную окраску этого комплекса без того, чтобы эта ок­раска была налична в сознании. Констелляция (Ziehen) ассоциации бывает даже по большей части бессознательна (или несознательна), причем констеллирующий комплекс играет роль как бы самостоятельного существа, «второго сознания».

4. Эмоциональная окраска может бессознательно влиять и на следующую реакцию, причем можно наб­людать разнообразные явления:

a) реакция, подверженная влиянию персеверирующей эмоциональной окраски, имеет слишком длитель­ное реактивное время;

b) реакция является ассоциацией, относящейся еще к кругу представлений предшествующего комплекса;

c) реакция имеет ненормальный характер, она может быть: 1) расстроена оговоркой или повторением слова-раздражителя; 2) ненормально поверхностна (звуковая реакция).

5. Данные эмоциональные окраски являются боль­шей частью неприятными.

6. Отличительные признаки бессознательно констеллирующето комплекса суть: длительное время реакции, странная реакция, ошибка, персеверация, стереотипное повторение какого-нибудь реактивного слова (являюще­гося заместителем комплекса), перевод на чужой язык, сильные выражения, цитаты, оговорки, ассимиляция слова-раздражители (или также неверное понимание слова-раздражителя).

7. Особенно значительную роль играют, по-видимому, эротические комплексы,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: