Характеристика и основные направления развития коммунального хозяйства

Потребность населения в жилье. Жилье и развитие местной среды обитания. Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства. Оценка региональных программ реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Проблема учета местных особенностей. Необходимость совершенствования механизма бюджетного финансирования ЖКХ. Оценка платежеспособности населения. Активизация дополнительных ресурсов. Задача ресурсосбережения. Совершенствование тарифной политики, контроль за деятельностью локальных монополий и развитие конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг. Развитие товариществ собственников жилья. Значение субъективных факторов и необходимость учета интересов всех участников преобразований. Экономические предпосылки совершенствования ЖКХ. Современное состояние жилищно-коммунального комплекса. Экономико-финансовое состояние жилищно-коммунального хозяйства. Жилищная проблема стоит перед 60% российских семей. Общая потребность населения РФ в жилье составляет 1,57 млрд. кв.м, и для ее удовлетворения этой потребности необходимо увеличить жилищный фонд на 46%. В настоящее время положение дел в жилищной сфере вызывает большую тревогу. Такая озабоченность обусловлена крайне низким уровнем обеспеченности жильем граждан России.На сегодняшний день проблема состояния и развития ЖКХ является одной из наиболее острых проблем нашего общества. Износ сетей составляет 60%, а 40% всех домов, которые есть в Российской Федерации, нуждаются в капитальном ремонте. В качестве основного инструмента реформы ЖКХ Концепция предполагает разработку региональных и муниципальных программ, планов конкретных действий с учетом национальных, финансовых, географических, климатических и других особенностей территорий. К сожалению, решить данную задачу в установленные сроки не удалось. При этом, по мнению экспертов, практически все из проанализированных ими программ содержат ряд характерных недостатков.Задача реформирования жилищно-коммунальной сферы объективно должна иметь комплексный характер, в то время как в предъявленных региональных программах, как правило, присутствует отраслевой подход. Это существенно сужает набор средств, которые могли бы применяться при реализации реформы на местах.Недостаточное внимание уделяется изменению отношений в процессе реализации реформы между уровнями власти, а также между производителями и потребителями коммунальных услуг.Предлагаемые в программах изменения нормативно-правовой базы не покрывают всего спектра проблем, требующих законодательного решения на уровне субъектов Федерации. К сожалению, до сих пор не разработаны государственные минимальные социальные стандарты, что значительно осложняет процесс планирования бюджетных средств, предназначенных для дотирования ЖКХ. По оценкам специалистов, только для модернизации основных фондов ЖКХ необходимы значительные финансовые средства порядка 4,5–5,0 трлн руб. По данным Росстроя, величина необходимых средств для качественного изменения состояния ЖКХ России сопоставима с национальным бюджетом — около 8 трлн руб. средний коэффициент собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) жильцов многоквартирных домов в целом по России оценочно определяется экспертами в интервале от 0,9 до 0,8 (т.е. жильцами фактически оплачивается от 90 до 80% от сумм, фактически выставленных им управляющими организациями счетов-квитанций за ЖКУ на 2011 год). Основной задачей ресурсосбережения, является экономия материальных ресурсов. Экономить материальные ресурсы можно по-разному: можно их меньше тратить (для этого устанавливают нормы), а можно внедрять новые технологии. После 90х начнается основательная приватизация жилья,после чего жильцы начинают создавать тсж. Постоянно идет работа по повышению качества предоставляемых населению услуг и оказывается содействие самоуправлению жилыми помещениями, находящимися в частной собственности. Необходимость кардинальных преобразований жилищно-коммунального хозяйства, где переплелись важнейшие социально–экономические связи общества, стала очевидной еще в начале 90 –х годов. Из-за хронического и постоянно уменьшающегося финансирования отрасли становится невозможным предоставление населению качественных услуг, что в конечном итоге приводит к ежегодно уменьшающимся объемам ремонта жилья и инженерных коммуникаций. Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса было обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов. Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.




double arrow
Сейчас читают про: