Убеждение и принуждение как всеобщие методы управления

Всеобщими, универсальными методами управленческого действия являются убеждение и принуждение. В любой сфере социального управления обнаруживается вариантность соотношения этих методов.

Убеждение направлено на то, чтобы объект управления добровольно исполнял волю субъекта управления. Благодаря убеждению достигается единство воли субъекта и объекта управления.

Убеждение — это такое воздействие, которое затрагивает ум и эмоции в их единстве, изменяет неправильные взгляды, формирует новые, соответствующие требованиям науки или моральным требованиям общества. Убеждение как метод воздействия, по существу, является процессом активного воздействия убеждающего и убеждаемого при ведущей роли первого. Убеждение и принуждение могут носить государственный и общественный (негосударственный) характер. Убеждение применяется всеми субъектами управления. Что касается принуждения, то оно применяется специально уполномоченными субъ­ектами управления - государственными органами и обществен­ными формированиями на основании правовых норм и норм об­щественных организаций в установленном ими порядке.

Убеждение как метод социального управления означает мо­ральное, психологическое, материальное воздействие субъекта управления на сознание и волю управляемых, поведение людей, которое порождает, укрепляет и развивает сознательность, соот­ветствующую целям и задачам управления, побуждает к осознан­ному исполнению распоряжений субъекта управления.

Основными видами (мерами) убеждения являются: разъясне­ние, обсуждение, агитация, предостережение, показ положитель­ного опыта (образцов), поощрение и др.

Принуждение состоит в утверждении воли субъекта управления вопреки воле управляемого. В случае неисполнения воли субъекта управления последний воздействует на моральную, иму­щественную, организационную, физическую сферу объекта управления с целью преобразования его воли, подчинения воле субъек­та управления. Принуждение в управлении выражается в применении государственных и общественных принудительных мер. Скажем, нарушение норм права влечет юридическую ответственность, а невыполнение требований, содержащихся в нормах общественных организаций, может повлечь применение лишь мер общественного воздействия.

К государственным принудительным мерам, которые могут применяться в целях поддержания государственной дисциплины, обеспечения законности и правопорядка субъектами государст­венного управления, относятся меры дисциплинарного, административного, материального и уголовного принуждения.

Административный метод основан на властно-распорядительных полномочиях руководителя, которые сочетают организационную и распорядительную деятельность в определенной форме воздействия (приказ, распоряжение, указание и т.д.), точную постановку задания и регламентацию способов его выполнения; установление ответственности за достижение результата. Вместе с тем использование этого метода не должно подавлять инициативуисполнителя, его необходимо применять в сочетании с другими методами. Например, административный метод включает в себя применение уполномочивающих, поощрительных и запретительных мер.

Важная роль в организационной деятельности, особенно в условиях товарно-рыночных отношений, отводится собственно экономическим методам управления. Они представляют собой способы и приёмы хозяйствования, основанные на использовании экономических законов и интересов, позволяющие организовать производственную деятельность, а также и косвенно стимулировать заинтересованность коллективов и отдельных работников в достижении экономических результатов.

Экономические методы основаны на соизмерении материальных, трудовых и финансовых ресурсов и их распределении в целях обеспечения эффективности деятельности. Они, по нашему мнению, в системе органов внутренних дел используются пока недостаточно. Особенно это проявля­ется в принятии управленческих решений, связанных с использованием тех или иных ресурсов.

Экономический метод является разновидностью стимулирования - создание условий материальной заинтересованности в качественном и своевременном выполнении задания. В целом экономиче­ский метод стимулирования имеет определенные границы применения. Практикой установлено, что он хорошо сочетается с моральным стимули­рованием и некоторыми другими методами.

Социально-психологическими именуются такие методы действия субъекта управления на объект управления (труд, коллективы и отдельные работники), которые опираются на объективные законы развития социологии и психологии, воздействуют с учетом коллективной психологии, настроения коллектива, групповых отношений, общественного мнения, психологических особенностей различных социальных групп и отдельной личности.

Социально-психологические методы управления направлены на создание в трудовых коллективах органов благоприятного устойчивого морально-психологического климата, способствующего наиболее успешному решению стоящих задач

К социологическим методам управления относятся:

- методы управления социально-массовыми процессами;

- методы управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явле­ниями и процессами;

- методы управления индивидуально-личностным поведением.

Методом управления социально-массовыми процессами явля­ются, например, регулирование движения кадров, плановая подго­товка и распределение кадров, закрепление кадров, повышение престижа профессий и др.

К методам управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами относятся социальное планирование развития коллектива, методы повышения социаль­ной и групповой активности, преемственность славных традиций и др. Благоприятный социально-психологический климат, творче­ская активность работников формируются в коллективе с помо­щью таких социальных методов, как пропаганда и внедрение по­ложительного опыта, новаторство, наставничество и др.

К социологическим методам управления индивидуально-личностным поведением относятся:

- создание благоприятных усло­вий труда для работников (оптимальная степень загруженности, ритмичность, наличие элементов творчества в труде и др.);

- фор­мирование оптимальной системы управления (организационной структуры, видов контроля, наличие соответствующих должност­ных инструкций и др.);

- надлежащая постановка воспитательной работы;

- создание благоприятного психологического климата в коллективе;

- сложившиеся традиции и др.

Психологические методы управления. Эти методы воздействуют на взаимоотношения между людьми путем создания работоспособного коллектива с оптимальным психологическим климатом.

К психологическим методам управления относятся:

- методы комплектования малых групп и коллективов;

- методы гуманизации труда;

- методы психологического побуждения (мотивации);

- методы профессионального отбора и обучения.

Методы комплектования малых групп и коллективов предоставляют возможность определить оптимальные количественные отношения между работниками в малых группах и коллективах. Посредством социологических исследовании выявляются симпатии и антипатии внутри коллектива, определяется место каждого его члена на основе психологической совместимости работников в коллективе (группе). От психологической совместимости работников, основанной на оптимальном сочетании их психологических свойств, в значительной степени зависит психологический климат в коллективе.

Методы гуманизации труда состоят во внесении элементов творчества в трудовой процесс, исключении монотонности (однообразия) труда, использовании психологического воздействия цвета, музыки и др.

Методы психологического побуждения (мотивации).

Достижению необходимой активности работника помогает применение психологического побуждения, формирование мотивов труда. С помощью мотивации, побуждения оказывается непосредственное воздействие на объект управления — работника (работников).

К их числу относятся:

- убеждение — воздействие на волю работника при помощи логических средств, направленных на снятие напряженности в коллективе, психологических барьеров;

- внушение — целенаправленное воздействие субъекта управ­ления на объект управления путем влияния руководителя на пси­хику подчиненного. Наибольшую эффективность дает применение этого метода в конфликтных ситуациях, поскольку с его помощью можно непосредственно воздействовать на волю работника. Внушаемость во многом зависит от авторитета внушаемого. Высокие морально-психологические качества внушающего имеют важное значение в повышении эффективности применения рассматриваемого метода;

- подражание — воздействие на волю работника посредством личного примера. Руководитель либо сам демонстрирует образец должного поведения, либо указывает на работника, чье поведение может служить образцом. Руководитель прежде всего сам обязан быть образцом в своем поведении и деятельности, ибо он находится в центре внимания всех, к его поведению все присматрива­ются, его действия обсуждаются и оцениваются. Руководитель, как правило, служит в качестве эталона поведения для руководимых, для всех тех, кто постоянно контактирует с ним;

- вовлечение — побудительный прием, посредством которого работник-исполнитель становится участником процесса подготов­ки и реализации решений, принятых руководителем;

- оказание доверия — психологическое воздействие, выражающееся в подчеркивании, выделении положительных качеств работника, его опыта, квалификации и т.п., в выражении уверенности в его возможностях, что повышает моральную значимость поручаемого задания;

- принуждение — психологическое воздействие на работника, заставляющее его (иногда вопреки воле и желанию) выполнить соответствующее задание.

Методы профессионального отбора и обучения.

К таким мето­дам относятся:

- отбор работников, обладающих такими психологи­ческими характеристиками, которые наиболее соответствуют вы­полняемой работе (занимаемой должности);

- развитие необходи­мых психологических характеристик для успешного выполнения порученного дела.

Вывод по первому вопросу.

Рассмотрев первый вопрос лекции можно сделать вывод, что под системой по­нимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность и единство, создающее новые интегративные свойства, не сводимые к сумме свойств отдельных ее элементов.

Органы внутренних дел являются частью социальной системы, выполняющую правоохранительную функцию государства. На основании этого органы внутренних дел являются частью государственного аппарата, обладающего государственно-властными полномочиями. Рассмотрение органов внутренних дел как системы управле­ния предполагает также обнаружение в них тех признаков, каким они должны отвечать как система управления. Это такие призна­ки, как детерминированность элементов систем, ее динамичность, наличие в ней управляющего параметра, усилительных свойств и обратных связей.

В управленческой деятельности ОВД используются следующие методы управления:

- всеобщие методы управления (убеждение и принуждение);

- административные методы управления;

- экономические управления; социально-психологические управления.

Функциональная и организационная структура органов внутренних дел

Все социальные системы управления имеют свою структуру, которая представляет собой набор определенных и определенным образом расположенных и взаимосвязанных элементов, входящих в данное системное образование. Применительно к организации и деятельности органов внутренних дел эти признаки системы проявляются весьма отчетливо.

Основными факторами, предопределяющими то или иное структурное построение системы управления являются:

- характер выполняемых системой функций внешнего и внутреннего управления;

- территориально-отраслевой принцип построения органов государственного управления нашей страны, отражающий федеративное устройство нашего государства.

Вся совокупность служб и подразделений, входящих в систему органов внутренних дел страны, выполняющих охранительные функции государства с системных позиций может быть рассмотрена в двух аспектах. Первый, представляющий как бы горизонтальный срез системы, отражает ее функциональную структуру, и определяет таким образом содержание системы управления, второй же — вертикальный срез системы, раскрывает ее организационную структуру и иерархию, то есть ее форму.

Горизонтальный срез системы органов внутренних дел, раскрывающий ее функциональную структуру, представляется тремя группами подразделений:

- отраслевыми подразделениями — выполняющими основные функции системы органов внутренних дел в сфере внешнего управления (охрана общественного порядка, пресечение и раскрытие преступлений, расследование преступлений и др.). Это подразделения криминальной полиции и полиции общественной безопасности территориальных органов внутренних дел, следствия, вневедомственной охраны и т.д.;

- функциональными подразделениями — обеспечивают каждое по своей линии деятельности отраслевые и другие функциональные службы кадрами, финансами, материально-техническим и военным снабжением и др. Это подразделения кадров, аппараты тылового, материально-технического и военного снабжения и пр.

- штабными (оргинспекторскими) подразделениями и руководством органа — обеспечивающими непрерывное слежение и реагирование на изменения оперативной обстановки, комплексный анализ и прогнозирование криминогенной обстановки на обслуживаемой территории, организацию взаимодействия и координацию усилий служб и подразделений в осуществлении общесистемных, межотраслевых и региональных задач борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, планирование слу­жебной деятельности, служебно-боевую и мобилизационную го­товность ОВД к выполнению задач в мирное и военное время, в чрезвычайных ситуациях, а также организационно-штатное и пра­вовое обеспечение деятельности ОВД и пр.

Таким образом, можно сделать вывод, что функциональную структуру органов внутренних дел определяют возложенные на них и выполняемые ими функции системы управления. Известное влияние на структуру оказывают специфические условия среды функционирования (географические, политические, социально-экономические и демографические характеристики обслуживае­мой территории, состояние правопорядка и прочие факторы).

Вертикальный срез системы органов внутренних дел раскры­вает ее организационную структуру построения и иерархию.

Она включает в себя:

- центральный аппарат МВД Российской Федера­ции;

- на окружном уровне - главные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам, управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам;

- на межрегиональном уровне - оперативные бюро Министерства внутренних дел Российской Федерации, центры специального назначения Министерства внутренних дел Российской Федерации, линейные управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

- на региональном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по иным субъектам Российской Федерации;

- на районном уровне - управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур".

Все эти органы в зависимости от их подчиненности и функциональной направленности распределяют­ся по различным уровням управления. Рассматривая территори­альные органы внутренних дел как систему, обычно в самом об­щем виде выделяют следующие уровни управления:

- МВД Российской Федерации;

- ГУМВД России по федеральным округам;

- МВД, ГУМВД, УМВД субъектов Российской Федерации;

- городские и районные отделы (управления) внутренних дел;

- входящие в ОВД территориальные отделы полиции.

Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению эле­ментов структуры по каждому из вышеперечисленных уровней управления, необходимо остановиться на общем распределении задач и функций внешнего и внутреннего управления по этим ос­новным уровням иерархии:

а) В соответствии с Положением о МВД России, утвержденного Указом Президента РФ от 19.09. 2011 г. №1204, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

Основными задачами МВД России являются:

1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;

4) управление органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД России;

5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

Таким образом, на данном уровне управления вырабатывается стратегия функционирования всей системы органов внутренних дел Российской Федерации. В развитие этой стратегии централь­ный аппарат МВД Российской Федерации разрабатывает устано­вочные решения, направленные на организацию деятельности возглавляемой им системы, организует их исполнение и контроль.

Во внешнюю же сферу направлены лишь нормативные правовые акты, стандарты, нормы и правила, издаваемые Министерством внутренних дел в порядке надведомственности (в пределах пре­доставленных ему полномочий, определяемом действующим зако­нодательством) такие как: обеспечение безопасности дорожного движения, лицензионно-разрешительной системы и пр. Они обязательны для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации, органами местного само­управления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

б) ГУВД МВД России по федеральным округам, МВД республик, ГУМВД и УМВД субъектов РФ - проводят в жизнь общегосударственную политику в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности путем организационного руководства и непосредственного управления подчиненными подразделениями и нижестоящими территориальными органами внутренних дел.

Разраба­тываемые и принимаемые ими решения либо интерпретируют решения вышестоящих системных образований с учетом местных географических, политических, социально-экономических, демографических и национальных особенностей обслуживаемой территории, либо направлены на выполнение региональных программ и задач, определяемых соответствующими органами исполнительной власти или вытекающих из комплексной оценки складывающейся оперативной обстановки в регионе обслуживания. В этой части их задачи и функции во многом аналогичны задачам и функциям МВД России.

Кроме этого их задачей является организация в масштабах региона взаимодействия органов внутренних дел с государственными органами и общественными организациями. В необходимых случаях сотрудники данного уровня участвуют в раскрытии и расследовании наиболее сложных преступлений, носящих организованный и межрегиональный характер, проведении наиболее крупных и важных мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка и обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения.

в) На районном уровне – управления и отделы, являются основным звеном системы МВД, осуществляют в полном объеме все ее основные функции и в значительно меньшем объеме функции внутриорганизационного управления.

Это:

- обеспечение личной безопасности граждан;

- охрана общественного порядка и обеспечение обществен­ной безопасности;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- раскрытие и расследование преступлений, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц, в случаях, предусмотрен­ных законодательством;

- исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы и административных взысканий, отнесенных к компетенции орга­нов внутренних дел;

- оказание в пределах компетенции органов внутренних дел помощи гражданам, должностным лицам, организациям, предприятиям, учреждениям и общественным объединениям в осуще­ствлении их прав и законных интересов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: