Налоговая политика государства

Налоги включаются в цену продаваемого товара, и, следовательно, влияют на равновесную цену (табл. 5.1).

Таблица 5.1. – Последствия повышения налогов при разной эластичности спроса и предложения

Чем выше эластичность предложения, тем: Чем выше эластичность спроса, тем:
выше рост цен ниже рост цен
сильнее падение объема сильнее падение объема
меньше налоговые поступления меньше налоговые поступления
меньше потери производителя больше потери производителя
больше потери потребителя меньше потери потребителя

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое эластичность спроса по цене? Как она рассчитывается?

2. Как выглядят графики эластичного, неэластичного спроса и спроса единичной эластичности?

3. Каковы факторы ценовой эластичности спроса?

4. Как рассчитывается перекрестная эластичность спроса. Что она показывает?

5. В чем состоит практическая значимость эластичности спроса и эластичности предложения?

6. Какой эффект вызовет налогообложение продаж, если спрос на товар неэластичен? А если спрос эластичен или имеет единичную эластичность?

7. Что показывает эластичность спроса по доходу? От чего зависит величина и знак коэффициента эластичности спроса по доходу?

8. В результате сдвига кривой предложения падает предложение товара, а выручка производителей растет. Почему?

Практические задания:

1. Спрос задан уравнением Qd = 100 – 0,5*P. Определите, при каких значениях цен спрос на товар эластичен, а при каких – нет.

2. Если уменьшение цены на 8% приводит к снижению объема предложения на 10%, то как можно охарактеризовать это предложение?

3. Если бы эластичность спроса по цене на утюги была бы нулевой, то что бы это означало?

4. При увеличении цены масла на 2% спрос на него сократился на 3%, а спрос на маргарин увеличился на 2,5%. Найдите эластичность спроса на масло и перекрестную эластичность спроса на маргарин.

5. В таблице представлены данные о спросе на торты при различных ценах.

Объем спроса, шт. Цена за один торт, долл. Выручка, долл.
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

а) Рассчитайте коэффициенты ценовой эластичности и занесите их в таблицу.

б) Почему принято учитывать лишь абсолютное значение коэффициента ценовой эластичности спроса?

в) Установите, при каких значениях цены, приведенных в таблице, имеют место спросы эластичный, единичной эластичности и неэластичный.

г) Определите сумму выручки за торты при каждом значении цены. Полученные данные занесите в таблицу.

д) Как влияет изменение цены на торты на величину выручки при эластичном спросе? Почему?

е) При каком значении коэффициента ценовой эластичности спроса величина выручки окажется максимальной? Почему?

ж) Начертите кривую спроса на торты.

з) Объясните экономический смысл коэффициента ценовой эластичности при изменении цены с 8 до 6 долл., а также при изменении цены с 18 до 16 долл.

6. Какова эластичность спроса по цене на товар А, если при снижении цены на 25% спрос увеличился на 50 %.

7. Рассчитать коэффициент точечной эластичности, если сокращение объемов продаж с 300 до 250 ед. было вызвано ростом цен с 15 до 20 ден. ед.

Тестовые задания:

1. Если при снижении цены данного товара резко возрастают его покупки, то спрос на этот товар:

а) эластичен по цене;

б) неэластичен по цене;

в) эластичен по доходу;

г) речь идет о перекрестной эластичности.

2. Коэффициент перекрестной эластичности спроса, близкий к нулю могут иметь такие товары, как:

а) машины и бензин;

б) ручки и карандаши;

в) хлеб и сахар;

г) книга и мотоцикл.

3. Известно, что при изменении цены товара с 8 до 10 руб. величина спроса на него сократилась с 275 тыс. до 260 тыс. шт. Это позволяет характеризовать спрос на товар как:

а) эластичный;

б) неэластичный;

в) абсолютно неэластичный;

г) единичной эластичности.

4. Средние доходы потребителей выросли с 6000 до 15000 руб.. при этом объем спроса на товар X вырос с 50 тыс. до 100 тыс. шт. Это позволяет характеризовать товар X как:

а) товар низшей категории;

б) предмет роскоши;

в) предмет первой необходимости;

г) товар-заменитель.

5. Если функция спроса на товар задана уравнением Q = 203*Р. тогда дуговая эластичность спроса по цене при ее снижении с 4 руб. до 3 руб. составляет...

а) – 2,08;

б) – 1,65;

в) – 1,11;

г) – 1,49.

6. Эластичность спроса населения на товар по цене составляет1,6, а по доходу 0.8. Если цена товара снизится на 4%, а доход увеличится на 5%, то спрос…

а) возрастет на 10,4%;

б) снизится на 2.4%;

в) не изменится;

г) увеличится на 9%.

7. Если фирма снизила цену на свою продукцию на 5%, объем продаж вырос, но, вопреки ожиданиям, выручка не изменилась, следовательно...

а) спрос на эту продукцию характеризовался единичной эластичностью;

б) спрос оказался не эластичным;

в) спрос был жестким;

г) спрос характеризовался абсолютной эластичностью.

8. Объем продаж товара А снизился с 15 до 10 ед. при росте цены на товар В с 5 до 6 руб. Это говорит о том, что…

а) спрос на товар В эластичный;

б) товары А и В являются взаимодополняющими;

в) товары А и В являются взаимозаменяющими;

г) товары А и В никак не связаны.

9. Укажите, какое из данных положений является неверным. Если спрос на товар эластичен по цене, то:

а) при снижении цены на 10% спрос увеличится на 8%;

б) при снижении цены выручка от продажи увеличится;

в) при увеличении цены на 20% спрос уменьшится на 32%;

г) при увеличении цены выручка не изменится.

10. Установите правильный вариант ответа. Эластичность спроса по доходу:

а) положительна для низших товаров;

б) может быть отрицательна для нормальных товаров;

в) отрицательна для тех товаров, спрос на которые растет, если растет доход покупателей;

г) отрицательна для тех товаров, спрос на которые падает, если растет доход покупателей.

11. Снижение цены на 10% привело к увеличению объема продаж на 8%. Значение коэффициента эластичности спроса по цене равно…

а) 0,8;

б) 8;

в) 1,25;

г) 2.

12. Если снижение цены товара ведет к росту общей выручки, это означает, что спрос на товар был:

а) эластичным по цене;

б) неэластичным по цене;

в) с единичной эластичностью по цене;

г) нельзя ответить, т.к. нельзя посчитать процентные изменения цены и величины спроса.

13. Если спрос на сельскохозяйственную продукцию неэластичен, то при хорошем урожае доходы фермеров:

а) вырастут, т.к. увеличится объем продаваемой продукции;

б) сократятся, т.к. относительное снижение цен окажется большим, чем относительное увеличение объемов продаж;

в) вырастут, т.к. произойдет увеличение цен на продукцию, вызванное повышением спроса;

г) останутся неизменными, т.к. относительное увеличение объема продаж будет равно относительному снижению цен.

Тема 6. Поведения потребителя и производителя в рыночной экономике

План:

6.1. Правила рационального поведения потребителя

6.2. Равновесие потребителя. Кривые безразличия и бюджетные ограничения

6.1. Правила рационального поведения потребителя

Потребитель появляется на рынке с целью приобрести товары, необходимые для удовлетворения его многочисленных потребностей.

Потребительское поведение – это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений.

Модель рационального потребительского поведения:

1) субъект всегда стремится к рациональности на основании существующих потребностей, он принимает решение, ставит цель и пытается извлечь максимальную пользу из своих действий;

2) экономический выбор осуществляется исключительно на основе потребительских предпочтений и возможностей, и как факт, совершаются торговые сделки на рынке товаров и услуг;

3) наличие бюджетных ограничений. Покупатель, приобретая товары и услуги, рассчитывает только на денежную сумму своего дохода или сбережений. Порой эта величина сильно ограничивает субъекта в выборе, особенно если заработная плата или другие факторные доходы не соответствуют динамике цен в стране и уровню жизни;

4) важным условием покупки является ее доступность по цене, а также существующее противоречие между ценой и качеством. Стремление купить более дешевый товар не всегда оборачивается выгодой для потребителя, поскольку такой товар может иметь отрицательные характеристики, вредные для здоровья. Однако существует ряд случаев, когда цена не отвечает за качество, например, распродажи, скидки и другие программные акции фирм-производителей.

Потребительское поведение подчиняется двум правилам.

Первое правило потребительского поведения: на рынке потребитель сталкивается с бесчисленным количеством товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою «потребительскую корзину», т.е. набор товаров, который обладает для него определенной полезностью.

Потребительская корзина – это совокупность товаров и услуг, выбранных покупателем и обладающая для потребителя определенным качеством.

Второе правило потребительского поведения: каждая последняя единица денежных затрат на приобретение товара должна приносить одинаковую предельную полезность.

Полезность (U), являющаяся целью потребления, представляет собой свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие, удовлетворение от потребления.

Предельная полезность (MU) – это полезность последней части блага, имеющейся в распоряжении потребителя.

Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) – с потреблением каждой последующей единицы блага предельная полезность этого блага снижается для потребителя.

Кривая предельной полезности показывает, что полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает, поскольку растет степень насыщения потребностей (рис. 6.1).

Рис. 6.1. График кривой предельной полезности

Совокупная (общая) полезность (ТU) – это полезность, полученная от потребления всех единиц благ (6.1):

MU1 + MU2 + MU3 = ТU (6.1)

6.2. Равновесие потребителя. Кривые безразличия и бюджетные ограничения

Условие равновесия потребителя определяет второй закон Госсена: потребитель с определенными ограничениями (доход, цены) выбирает такой набор благ и услуг, который одинаково полно удовлетворяет имеющиеся потребности.

Однако человек, приобретая товары, тратит разные суммы денег, т.к. у каждого товара своя рыночная цена, поэтому необходимо сопоставлять полезности благ с их ценами:

Алгебраическое выражение правила максимизации полезности (6.2):

MU1/P1 = MU2/P2 = MUn/Pn (6.2)

где MU – предельные полезности набора товаров; Р – цена набора; MU/Р – взвешенная предельная полезность.

Т.О. каждый потребитель расширяет потребление отдельных видов товаров, до тех пор, пока не оказываются равными их взвешенные потребности. Равновесие потребителя наступает тогда, когда у него отсутствуют стимулы изменять потребительский набор благ.

Графически равновесие потребителя может быть показано с помощьюкривых безразличия и линии бюджетного ограничения.

Предположим, что потребитель может приобретать только два вида товаров, удовлетворяющих определенную потребность.

Кривая безразличия показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Предпочтение потребителя касается всех благ, мы рассмотрим лишь два блага (табл. 6.1).

Таблица 6.1. – Комбинации благ

Комбинации Единица продукта 1 Единица продукта 2
А    
В    
С    
D    

При комбинации А продукта 1 (например, яблоки) мы потребляем в неделю 12 штук, а продукта 2 (например, груши) только 2, в комбинации В соответственно 6 и 4 и т.д. Если перенести эти данные на график, то получим изображение кривой безразличия U (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Кривая безразличия

Точка R1 на графике отражает комбинацию А предпочтений потребителя, а точка R2 комбинацию В т. д. Кривая безразличия представляет все множество комбинаций блага А и блага В, имеющих одинаковую, с точки зрения потребителя, полезность.

Множество кривых безразличия называются картой кривых безразличия (рис. 6.3).

На графике, чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Кривые безразличия не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов).

Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода (рис. 6.4).

Бюджетная линия продуктов А – груши и В – яблоки, доступных покупателю с доходом 12 руб. (табл. 6.2)

Рис. 6.3. Карта кривых безразличия

Таблица 6.2.

Единица продукта А (цена 1,5 руб.) Единица продукта В (цена 1 руб.) Суммарный доход потребителя (руб.)
    12 + 0 = 12
    9 + 3 = 12
    6 + 6 = 12
    3 + 9 = 12
    0 + 12 = 12

Каждая точка прямой на рис. 6.4 показывает, какое количество товара А (яблоки) и товара В (груши) может приобрести потребитель, располагая фиксированным доходом 12 тыс. руб. и тратя его полностью на покупку этих двух товаров при условии, что цены на груши и яблоки не меняются.

Рис. 6.4. Бюджетная линия

Наложим линию бюджетного ограничения на карту кривых безразличия. Потребитель при определенном уровне дохода будет перемещаться по бюджетной линии к точке, в которой он получит наибольшую полезность, т.е к наивысшей возможной кривой безразличия. Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя. На рис. 6.5. показаны несколько кривых безразличия – U1, U2, U3.

Кривая U3 является неоптимальным решением для потребителя. Кривая U1 является кривой более высокого порядка, чем U2, однако она выходит за пределы нашего бюджета и поэтому пока для нас недостижима.

Точка D, которая принадлежит кривой безразличия U2 более высокого порядка, чем точки С и К, в ней максимизируется благосостояние потребителя при данном бюджете.

Рис. 6.5. Равновесие потребителя

Равновесие потребителя может изменяться под влиянием изменения цен. Вместе с тем эффект цены распадается на два отдельных эффекта:

1) эффект дохода (с падением цены товара при неизменном номинальном доходе возрастает реальный доход потребителя, повышающий возможности потребления данного товара);

2) эффект замещения или субституции (с уменьшением цены товара появляются возможности замещать им в потреблении более дорогие товары-субституты).

Следует заметить, что эти два понятия (эффект дохода и эффект замещения) существуют не раздельно, а действуют в экономике совместно.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что означает потребительский выбор и каковы факторы, его определяющие?

2. Охарактеризуйте поведение бюджетной линии при изменении факторов, ее определяющих.

3. Охарактеризуйте ситуации, при которых координаты комбинации товаров X и Y лежат: ниже бюджетной линии, выше бюджетной линии, на бюджетной линии.

4. Каково экономическое значение карты кривых безразличия: для производителя, для потребителя?

5. Какие, на ваш взгляд, практические выводы должен бы сделать коммерсант, продавец товаров из теории потребительского поведения?

Практические задания:

1. В равновесии рациональный индивид потребляет 2 кг. помидоров по цене 3 руб. за 1 кг. и 4 кг. груш по цене 5 руб. за кг. Чему равна для него предельная норма замещения?

2. Индивид покупает 4 ед. товара X и 9 ед. товара Y, его доход равен 100 ден. ед. Найдите цены товаров X и Y, если известно, что предельная норма замещения равна 4.

3. Яблоки в два раза дешевле груш. Иван может купить на свой часовой заработок 10 яблок и 5 груш. На сколько процентов надо увеличить часовой заработок Ивана, чтобы он мог купить на него по прежним ценам:

а) 14 яблок и 8 груш?

б) 20 яблок и 15 груш?

4. Монгольский студент Бямба составил для себя следующую таблицу полезности мяса, молока и плиточного чая.

Порция (кг. или литр) Мясо (ютиль) Молоко (ютиль) Чай (ютиль)
       
       
       
       
      5

Имея 27 тугриков, Бямба купил 3 кг. мяса по 3 тугрика за 1 кг., 4 л. молока по цене 4 тугрика за 1л. и 1 кг. чая по цене 2 тугрика за I кг.

Покажите, что студент Бямба не достиг максимума полезности при имеющемся бюджете. Какой набор продуктов для студента Бямбы является оптимальным?

Тестовые задания:

1. Укажите не менее двух вариантов ответа. Кривая безразличия для нормального товара.

а) вогнута по отношению к началу координат;

б) имеет отрицательный наклон;

в) выпукла по отношению к началу координат;

г) имеет положительный наклон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: