Дуговая эластичность спроса по цене. В случаях, когда изменение цены и/или спроса значительные (более 5%) принято рассчитывать дуговую эластичность спроса (5.2)

В случаях, когда изменение цены и/или спроса значительные (более 5%) принято рассчитывать дуговую эластичность спроса (5.2):

(5.2)

В зависимости от значения коэффициента эластичности различают:

1) абсолютно неэластичный спрос, т. е. объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости);

2) неэластичный спрос, т. е. при изменении цены на 1%, спрос меняется меньше, чем на 1% (товары повседневного спроса, товары не имеющие замены);

3) единичная эластичность спроса, т. е. при изменении цены на 1%, спрос меняется на 1%;

4) эластичный спрос, т. е. при изменении цены на 1%, спрос меняется больше, чем на 1% (товары, не играющие важной роли для потребителя; товары, имеющие замену);

5) абсолютно эластичный спрос, т. е. объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня (предметы роскоши, антиквариат).

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных.

Эластичность спроса по доходу зависит от следующих факторов:

- значимость товара для бюджета семьи;

- является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости;

- консерватизм во вкусах.

Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена формулой (5.3):

(5.3)

где индекс D означает, что это эластичность спроса; индекс I говорит о том, что это эластичность спроса по доходу (от английских слов Demand – спрос и Income – доход).

В зависимости от свойств благ эластичность спроса на эти блага по доходу может быть различной. Ниже приведена классификация благ по значениям E:

1) нормальное (полноценное) благо, т.е. объем спроса увеличивается при увеличении дохода потребителя;

2) предмет роскоши, т.е. объем спроса изменяется на больший процент, чем доход;

3) товар первой необходимости, т.е. объем спроса изменяется на меньший процент, чем доход, т. е. при увеличении дохода в определенное число раз, спрос на заданный товар увеличится на меньшее число раз;

4) неполноценное (низшее) благо, т.е. объем спроса падает, при увеличении дохода потребителя. Примером может служить рынок потребления перловки;

5) нейтральное благо, т.е. нет прямой зависимости между потреблением этого блага и изменением дохода.

Следует отметить, что и предметы роскоши и товары первой необходимости являются нормальными (полноценными) благами, так как условие содержит оба условия, и , и .


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: