К последствиям безработицы не относится

а) уменьшение денежной массы в экономике;

б) уменьшение доходов населения;

в) обострение социальных и политических проблем;

г) разрушение психического и физического здоровья человека.

10. Фактический уровень безработицы в стране равен 10%, а ее естественный уровень 6%. Если фактический ВВП равен 920 млрд. экю, а коэффициент Оукена равен 3, тогда величина потенциального ВВП составит...

а) 1045,4 млрд.экю;

б) 934,8 млрд. экю;

в) 1014,3 млрд. экю;

г) 960,7 млрд. экю.

Тема 17. Государственные расходы и налоги. Бюджетно-налоговая политика

План:

17.1. Государственный бюджет

17.2. Налоги и налоговая система

17.3. Понятие и типы бюджетно-налоговой политики

17.4. Кривая Лаффера

17.1. Государственный бюджет

Основная часть государственных расходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей.

Государственный бюджет – это план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов).

Государственный бюджет, включает в себя:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.);

- муниципальные бюджеты.

Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается парламентом страны (в России – Федеральным Собранием), региональными и местными законодательными органами (в зависимости от структуры бюджетной системы страны).

В Российской Федерации федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов формируются на трехлетний период.

Бюджет современного государства это сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие его функций, важнейшими из которых являются распределительная и контрольная.

Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей функций.

Контрольная функция – проведение контролирующих мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Осуществляют ее налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, центральный банк и другие органы.

К основным характеристикам бюджета относятся:

- общий объем доходов бюджета;

- общий объем расходов бюджета;

- дефицит (профицит) бюджета.

Бюджетные расходы выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и безвозвратный характер. Классификация расходов бюджета указана в статье 21 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.

Цели бюджетных расходов:

- расширение производства (структурная перестройка общественного производства, НТП, модернизация производства);

- удовлетворение социальных потребностей общества (обеспечение конституционных прав граждан и прав человека);

- удовлетворение других общественных потребностей (обеспечение безопасности, государственного управления).

Доходы бюджетов – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке согласно законодательству РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Структура доходов бюджета закреплена в статье 20 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.

Доходы государственного бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений, прибыли казенной промышленности, поступлений от приватизации собственности и т. д.

Возможны три варианта исполнения бюджета:

РАСХОДЫ = ДОХОДЫ (это сбалансированный бюдж ет – сальдо = 0).

РАСХОДЫ < ДОХОДЫ (положительное сальдо – профицит).

РАСХОДЫ > ДОХОДЫ (отрицательное сальдо – дефицит).

Идеальное исполнение государственного бюджета – это сбалансированный бюджет.

Качество дефицита может быть различным:

а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства;

б) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

в) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово – кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он - явление, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.

Бюджетный дефицит по установившимся международным стандартам не должен превышать 5% ВВП. Покрывается он внутренними и внешними государственными займами в виде продаж государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (фондов страхования по безработице, пенсионного фонда), а также путем дополнительной эмиссии денег.

Методы снижения бюджетного дефицита:

- увеличение доходов (в основном за счет налогов) при плановом уровне расходов;

- доходы остаются на плановом уровне, расходы сокращаются;

- увеличение доходов, сокращение расходов (дефицит снижается быстрее в 2 раза).

В бюджетах существует понятие защищенных и незащищенных статей. Эти статьи могут быть как в государственном бюджете, так и в местном бюджете.

Защищенные статьи – статьи, расходы по которым не могут сокращаться, т.е. не подлежат секвестрованию.

Секвестрование заключается в сокращении расходов по всем статьям в определенном долевом или процентном соотношении.

Защищенные статьи могут возникать и исчезать (как прививки, вакцинация и т.п. статьи, которые могут быть не нужны вследствие отсутствия опасности). Однако есть статьи, которые ни в коем случае не могут быть ликвидированы. К защищенным статьям можно отнести и расходы на естественные монополии, как железная дорога, метрополитен.

Пути финансирования бюджетного дефицита:

1. Инфляционный: эмиссия денежных знаков. Этот путь ведет к инфляции. Возникают отрицательные социально-экономические последствия.

2. Безинфляционный:

- неналоговые поступления – доходы от иностранного туризма (в мире – 6% ВНП, в РФ – менее 1 %);

- иностранные займы (внешний долг). Их представляет как МВФ, так и иностранные предприятия и физические лица;

- государственные займы (внутренний долг). В этом случае в финансировании участвуют компании, банки и т.п., у которых имеются свободные «лишние» денежные средства. Сейчас наиболее практикуемый метод.

- использование национального богатства.

Меры по сокращению бюджетного дефицита:

- инвестировать бюджетные средства в отрасли народного хозяйства для повышения финансовой отдачи;

- широкое использование финансовых льгот и санкций, стимулирующих рост общественного производства;

- сокращение сферы государственной экономики и государственного финансирования, полное прекращение правительственной помощи иностранным государствам;

- снижение военных расходов;

- сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;

- запрещение ЦБ страны предоставлять кредиты правительственным структурам без оформления задолженности государственных ценных бумаг.

Государственный долг – неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

Внешний долг – задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой стороны, при его погашении приходится рассчитываться цен­ными товарами и платить большие проценты.

17.2. Налоги и налоговая система

Главной статьей бюджетных доходов являются налоги, взимаемые как центральными, так и местными органами власти.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор есть обязательный взнос, взимаемый с организаций и фи­зических лиц, уплата которого сопровождается предоставлением его плательщику юридически значимых действий (получение прав, выдача разрешений, лицензий) со стороны государственных (му­ниципальных) и уполномоченных органов.

Пошлина – платеж, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение в их интересах юридически значимых действий, поступающий в пользу организации, которая его взимает.

В современных условиях налоги выполняют четыре основные функции:

1. Фискальная функция заключается в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционирования государства.

2. Распределительная (социальная) функция предполагает использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности;

3. Регулирующая функция проявляется через комплекс мероприятий в сфере налогообложения, направленных на оказание воздействия на экономические процессы (для предотвращения спада или стимулирования экономического роста, научно-технического прогресса, регулирования спроса и предложения, объема инвестиций);

4. Контрольная функция заключается в обеспечении государственного контроля за хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов, их легитимностью и направлениями расходов.

Для того, чтобы законодательно устанавливать, изменять и отменять налоги, необходимо наличие обязательных элементов налога, указанных в статье 17 Налогового КодексаРоссийской Федерации.

1. Налогопла­тельщик (субъект налога) – организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодатель­ством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

2. Объект налогообло­жения – имущество, прибыль, доход, стои­мость реализованных товаров, иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику.

3. Налоговая база – стоимостные, физические или иные характеристики объекта налогообложения.

4. Налоговый период – календарный год или иной период времени (по отдельным налогам), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

5. Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

6. Порядок исчисления налога – совокупность определенных действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

7. Порядок уплаты налога – уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законода­тельно установленном порядке, в наличной или безналичной форме.

8. Сроки уплаты налога – дата или период, в течение которого нало­гоплательщик обязан фактически внести налог в бюджет.

В современной экономике существуют различные виды налогов.

По уровню уплаты в бюджет различают:

1. Федеральные налоги установленыв статье 13 Налогового КодексаРоссийской Федерации: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

2. Региональные налоги указаны в статье 14 Налогового КодексаРоссийской Федерации: транспортный налог, налог на имущество организаций и налог на игорный бизнес.

3. Местные налоги перечислены в статье 15 Налогового КодексаРоссийской Федерации:земельный налог, налог на имущество физических лиц.

По степени переложения различают:

Прямые – это налоги, взимаемые не­посредственно с дохода или имущества налогоплательщика. В группе прямых налогов выделяют реальные и подоходные.

Прямые реальные –это налоги, которыми облагается предпола­гаемый средний доход, получаемый от использования того или ино­го объекта обложения. К таковым следует отнести налоги: на имущество организа­ций, на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги. Эти налоги отражают предполагаемую (мнимую) платеже­способность плательщиков.

Прямые подоходные –это налоги, которыми облагается действи­тельное получение доходов (прибыли). Они отражают фактическую платежеспособность плательщиков. К ним относятся налог на дохо­ды физических лиц и на прибыль организаций.

Косвенные налоги – это успешно перекладываемые налоги. Они взимаются в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаются в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем.

Косвенными индивидуальными налогами облагаются ограничен­ные группы и виды сырья и товаров. Таковыми являются акцизы, облагающие специфичные сырье и товары: спирт, табачную и алко­гольную продукцию, автомобили, бензин, дизельное топливо, мо­торные масла.

Косвенными универсальными налогами облагаются операции по реализации всех товаров (работ, услуг) безотносительно к каким-либо их группам и видам (за исключением некоторого их числа). К таковым относится налог на добавленную стоимость (НДС), а в других странах – налог с продаж.

Таможенные пошлины –это обязательные сборы, взимаемые та­моженными органами при ввозе товара на таможенную территорию.

В зависимости от характера ставок различают:

- твердые (фиксированные)

- процентные (адвалорные), которые делятся на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные налоги.

Налоги с пропорциональными ставками это налоги, в которых размер налоговых платежей прямо пропор­ционален размеру дохода, прибыли или имущества налогопла­тельщика. Пропорциональные ставки действуют в неизменном проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (нало­говой базы). К ним в нашей стране относятся: НДФЛ, на­лог на прибыль организаций, НДС, налог на имущество организа­ций и физических лиц.

Налоги с прогрессивными ставками –это налоги, в которых раз­мер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика. Про­грессивные ставки действуют в увеличивающемся проценте к стои­мостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы).

Налоги с регрессивными ставками –это налоги, в которых раз­мер налоговых платежей находится в опреде­ленной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества нало­гоплательщика. Регрессивные ставки действуют в уменьшающемся проценте к стоимостной оценке объекта налогообложения (налоговой базы). Характерным примером регрессивного налога являлся единый социальный налог.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специальные. Общие предназначены для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение.

Налоговая система –это основанное на определенных принци­пах целостное единство основных ее элементов, находящихся друг с другом в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Такими элемен­тами являются: нормативно-правовая база сферы налогообложения, совокупность налогов и сборов, плательщики налогов и сборов, механизм налогового администрирования.

Современные принципы налогообложения таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов.

2. Налогообложение доходов должно носить однократный характер.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Налоги должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

7. Налоговая система любого государства по своей сути динамична, что связано с изменением экономической конъюнктуры, целей и задач экономического развития.

17.3. Понятие и типы бюджетно-налоговой политики

Бюджетно-налоговая политика – это совокупность мер правительства по регулированию государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНП.

Экономическая наука выделяет следующие типы фискальной политики:

1) дискреционная – сознательное манипулирование законодательной властью налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности;

2) автоматическая (недискреционная) – пассивная бюджетно-налоговая политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

Роль автоматических стабилизаторов отводится социальным выплатам и налоговым поступлениям при прогрессивном налогообложении. Во время спада уменьшается объем производства, следовательно, сокращается налоговое бремя и тем самым смягчается экономический спад. Кроме того, увеличиваются социальные выплаты из-за роста циклической безработицы. Во время подъема налоговые поступления автоматически вырастают, т.к. увеличивается налоговое бремя. В период подъема уровень безработицы минимален, поэтому сокращаются социальные выплаты.

Следует выделять две разновидности дискреционной бюджетно-налоговой политики дискреционную стимулирующую и дискреционную сдерживающую (табл. 17.1).

Таблица 17.1. –Инструменты дискреционной бюджетно-налоговой политики

Фаза экономического цикла Дискреционная стимулирующая (экспансионистская) бюджетно-налоговая политика Дискреционная сдерживающая (рестриктивная) бюджетно-налоговая политика
Спад Рост государственных расходов Снижение налоговых ставок Увеличение налоговых льгот   -
Подъем   - Сокращение государственных расходов Повышение налоговых ставок Сокращение налоговых льгот

Разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем. И дискреционная, и автоматическая бюджетно-налоговая политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной бюджетно-налоговой политики. К ним можно отнести:

- наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;

- административные задержки;

- пристрастие к стимулирующим мерам.

17.4. Кривая Лаффера

Примером крупномасштабных мероприятий по стимулированию общей экономической конъюнктуры может служить значительное снижение налоговых ставок в начале 80-х годов ХХ века в США. Теоретическим обоснованием этой программы стали расчеты американского экономиста Артура Лаффера. Кривая Лаффера описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет. Согласно концепции А. Лаффера, стремление правительства пополнить казну, увеличивая налоговое бремя, может привести к противоположным результатам. На рисунке 17.1 можно увидеть графическую интерпретацию основной идеи Лаффера.

Поступление налогов в госбюджет (Т) откладывается на оси абсцисс, на оси ординат - предельная налоговая ставка (г). В дан­ном случае предполагается, что речь идет о ставке подоходного налога. По мере роста ставок налога от 0 до 100% доходы государственного бюджета будут вначале расти от 0 до некоего мак­симального уровня (точки М, соответствующей, допустим, 50% ставке налога), а затем снижаться опять до 0. Стопроцентная ставка налога дает такие же поступления в бюджет, как и нулевая став­ка: налоговые доходы госбюджета просто отсутствуют. Ставка налога, изымающая весь доход, является ничем иным, как конфискационной мерой, в ответ на которую легальная деятельность будет просто свора­чиваться или «уходить в тень».

 
 


Лаффер считал, что, если экономика находится, например, в точке К, то сокращение налоговых ставок будет приближать налоговую выруч­ку к уровню точки М, т. е. к максимальному уровню доходов государ­ственного бюджета. Этот результат, по Лафферу, связан с тем, что бо­лее низкие налоговые ставки могут повысить стимулы к труду, сбереже­ниям и инвестициям и в целом приведут к расширению налоговой базы. Снижение налоговых ставок, вызывая стимулы к расширению производ­ства и занятости, уменьшит необходимость трансфертных выплат, напри­мер, пособий по безработице, уменьшится социальная нагрузка на бюджет. Таким образом, если экономика находится в той области кривой Лаффера, которая выше точки М, мероприятия по снижению налоговых ставок при­ведут к увеличению доходов госбюджета. Повышение же налоговых ста­вок целесообразно лишь в той области, которая находится ниже точки М, например, в точке L.

Критики идей Лаффера выдвинули ряд возражений.

Во-первых, эмпири­ческие исследования показали, что нет однозначной зависимости меж­ду снижением налоговых ставок и увеличением предложения труда. Одни группы людей при ослаблении налогового бремени действитель­но готовы больше трудиться, в то время как другие, почувствовав себя реально богаче, предпочитают больше времени отводить досугу.

Во-вто­рых, снижение налоговых ставок – это мероприятие, имеющее длитель­ный лаг воздействия. Увеличение совокупного предложения возможно лишь в отдаленной перспективе, а не сразу же после снижения ставок. Следовательно, на краткосрочных временных интервалах возникает опасность сокращения доходов казны.

В-третьих, невозможно со стопроцентной уверенностью определить, что существующая налоговая система соответствует тому отрезку кривой Лаффера, который находится выше точки М. Если в действительности налоговая система соответствует тому участку кривой, который располо­жен ниже точки М, тогда снижение налоговых ставок с неизбежнос­тью вызовет снижение налоговых поступлений в бюджет.

Таким образом, главной трудностью применения кривой Лаффера является нахождение той точки, в которой находится экономика, и оптимального уровня налоговой ставки.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные источники доходов бюджета?

2. Какие органы государственной власти и управления осуществляют составление проекта, рассмотрение, утверждение и исполнение государственного бюджета?

3. Чем отличаются прямые и косвенные налоги?

4. Какие основные виды налоговых ставок применяются в РФ?

5. Каковы основные неналоговые доходы бюджета?

6. Назовите причины дефицита бюджета и основные пути его ликвидации и покрытия.

7. На каком принципе налогообложения строится прогрессивная налоговая шкала, которая используется сейчас в большинстве стран со смешанной экономикой? Почему?

8. Можно ли сказать, что существование бюджетного дефицита всегда наносит вред экономическому развитию страны?

9. Подтвердите или опровергните утверждения, что косвенные налоги влияют на эластичность спроса на товары, в цену которых они включаются.

10. Перечислите статьи доходов и расходов госбюджета. Какие, из перечисленных являются наиболее важными?

11. Какой характер носит налоговая система России – прогрессивный или регрессивный?

Практические задания:

1. Ознакомьтесь с законодательством по любому, по вашему выбору, налогу и определите:

а) его элементы;

б) классификационные признаки.

2. Предприятие за отчетный период внесло в бюджет следующие суммы налогов:

- налог на прибыль 391276 руб.

- НДС 96051 руб.

- налог на доходы физических лиц 106234 руб.

В какие бюджеты поступят данные налоги и в каком объеме?

3. Предположим, что государственные закупки равны 500, налоговая функция имеет вид

Т = 0,4*У, функция трансфертов F = 0,2*У, уровень цен Р = 1. Федеральный долг D = 1000 при ставке процента R = 0,1. Реальный объем производства равен 2000, а потенциальный составляет 2500.

Является ли сальдо госбюджета положительным или отрицательным? Какова величина структурного дефицита госбюджета? Какова величина циклического дефицита госбюджета?

Тестовые задания:

1. Косвенные налоги ориентированы на:

а) потребителя;

б) на недвижимость;

в) на прибыль;

г) на личный доход.

2. Если налоговая ставка увеличивается при увеличении дохода, то такой налог называется:

а) прогрессивным;

б) регрессивным;

в) пропорциональным;

г) прямым.

3. Укажите не менее двух вариантов ответа. К косвенным налогам относят:

а) налог на прибыль организаций;

б) налог на имущество организаций;

в) акцизы;

г) НДС;

д) налог на игорный бизнес.

4. Госбюджет как экономическая категория представляет собой:

а) централизованный денежный фонд;

б) систему денежных отношений;

в) основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда;

г) поток доходов государственной казны.

5. Не относят к расходам государственного бюджета:

а) выплаты по государственному долгу;

б) доходы от государственной собственности;

в) административно-управленческие расходы;

г) займы и помощь иностранным государствам.

6. Налоговые поступления бюджета равны 60 ден. ед., расходы на социальную сферу 35 ден. ед., доходы от госсобственности 20 ден. ед., расходы на оборону 15 ден. ед., платежи по госдолгу 30 ден. ед. Этот бюджет:

а) профицитен;

б) сбалансирован;

в) дефицитен;

г) не сбалансирован.

7. Дефицит бюджета равен 100 ден. ед., государственные закупки товаров услуг – 800 ден. ед., трансферты – 400 ден. ед., государственные доходы составят:

а) 1100 ден. ед.;

б) 1200 ден. ед.;

в) 1300 ден. ед.;

г) 500 ден. ед.

8. Если государственные закупки товаров и услуг достигли 100 млрд. ден. ед., трансферты – 50 млрд. ден. ед., проценты по обслуживанию госдолга, составляющего 80 млрд. ден. ед., – 5% годовых, налоговые поступления – 140 млрд. ден. ед., то:

а) сальдо госбюджета равно 0;

б) профицит госбюджета 14 млрд, ден. ед,;

в) профицит госбюджета 10 млрд. ден, ед.;

г) дефицит госбюджета 14 млрд. ден.ед.

9. Сальдо государственного бюджета, если его планируемые расходы составили 3047 млрд. руб., налоговое поступления – 3100,4 млрд. руб., неналоговые поступления – 225,6 млрд. руб. составляет:

а) профицит 279 млрд. руб.;

б) дефицит 279 млрд. руб.;

в) дефицит 53,4 млрд. руб.;

г) профицит 53,4 млрд. руб.

10. Кривая Лаффера отражает взаимосвязь между:

а) усредненной ставкой налогообложения и собираемыми суммами налогов;

б) уровнем инфляции и безработицы;

в) уровнем безработицы и разрывом ВВП;

г) процентной ставкой и инвестиционными расходами.

11. Встроенными стабилизаторами, использующимися при осуществлении автоматической фискальной политики, считают:

а) отчисления в пенсионный фонд, ставки банковского процента;

б) ставку рефинансирования, уровень обязательных резервов;

в) объем денежной массы, размер денежных агрегатов;

г) пособия, субсидии, налоговые поступления.

12. Автоматические стабилизаторы:

а) уменьшают колебания ВВП;

б) используются правительством в особых ситуациях;

в) применяются в условиях дефицита бюджета;

г) действуют на основе информационных технологий.

13. Налогово-бюджетная политика, направленная на увеличение занятости, предполагает:

а) снижение налогов и увеличение государственных расходов;

б) увеличение налогов и снижение государственных расходов;

в) уменьшение налогов и государственных расходов;

г) уменьшение ставки процента и уровня дохода.

14. Налогово-бюджетная политика, направленная на сдерживание инфляции, предполагает:

а) увеличение налогов и снижение государственных расходов;

б) увеличение налогов и государственных расходов;

в) увеличение количества денег и снижение ставки налогов;

г) уменьшение ставки процента и увеличение уровня дохода.

15. Инструментом стимулирующей бюджетно-налоговой (фискальной) политики являются:

а) снижение налогов и увеличение государственных расходов;

б) снижение налогов и государственных расходов;

в) увеличение налогов и государственных расходов;

г) увеличение налогов и сокращение государственных расходов.

16. Если бы экономика переживала спад, то подходящей фискальной политикой явилось бы:

а)снижение налогов, увеличение государственных расходов и повышение

дефицита государственного бюджета;

б) сокращение расходов на оборону и социальные программы;

в) повышение налогов и уменьшение расходов для сбалансирования бюджета;

г) сокращение дефицита государственного бюджета.

17. Заполните пропуски. Законодательное увеличение государственных закупок и снижение ставок налогообложения означает проведение _______ налогово-бюджетной (фискальной) политики:

а) дискреционной;

б) автоматической;

в) рестриктивной дискреционной;

г) рестриктивной автоматической.

18. В период спада экономики автоматическая налогово-бюджетная (фискальная) политика:

а) носит экспансионистский характер;

б) носит рестриктивный характер;

в) является нейтральной;

г) не действует.

19. Целью бюджетно-налоговой политики, проводимой государством, не является:

а) максимизация прибыли от реализации государственных проектов;

б) достижение умеренных темпов инфляции;

в) повышение темпов экономического роста;

г) достижение высокого уровня занятости.

Тема 18. Деньги и их функции

План:

18.1. История происхождения денег

18.2. Сущность и функции денег

18.3. Денежная масса и денежные агрегаты

18.4. Денежное обращение и денежная система

18.1. История происхождения денег

Деньги – историческая категория, присущая товарному производству.

С самого начала общественное разделение труда породило настоятельную потребность обмениваться товарами. Одновременно возникла экономическая задача: в каких меновых соотношениях одно племя, занятое, скажем, животноводством, сможет справедливо обменять образовавшиеся у него излишки мяса на зерно, выращенное земледельцами? Найти удовлетворительный ответ сразу же было невозможно. Изначально не было какого-то общепринятого всемиэквивалента (лат. aequus – равный, valens – имеющий значение, стоимость), с помощью которого можно было измерить стоимость всех других товаров. Это – то, что позже назвали деньгами.

К древнейшим видам денег относятся товары, которые использовались повседневно, а при обмене служили всеобщим эквивалентом, например, продовольственные (скот, соль, чай, зерно, рис и др.), ме­ховые (шкуры пушных зверей), орудия труда (мотыги, топоры, ножи, лопаты), украшения (кольца, браслеты, цепочки). Посте­пенно роль денег перешла к металлам (медь, бронза, серебро, золото), сначала в форме слитков разной формы, а с VII в. до н.э. – в форме чеканных монет.

Бумажные деньги впервые появились в Китае (812г.). Самые ранние в мире выпуски банкнот были осуществлены в Стокгольме в 1661 г. В России бумажные деньги (ассигнации) впервые были введены при Екатерине II (1769 г.).

Таким образом, в процессе исторического развития формы денег претерпели эволюцию. Первоначально в качестве денег обращались товарные деньги, которые исполняли функции денег, а также продавались и покупались как обычный товар (раковины, какао-бобы, пушнина, золото и серебро). Позднее в обращении появились символические деньги, затраты на производство которых значительно уступали их покупательной способности в качестве денег (бумажные деньги и разменные монеты). Дальнейшее развитие обменной торговли привело к появлению кредитных денег.

18.2. Сущность и функции денег

Деньги –это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. В условиях золотого стандарта деньги выполняют следующие функции:

1) деньги как мера стоимости;

2) деньги как средство обращения;

3) деньги как средство платежа (расчетов);

4) деньги как средство накопления, сбережения и образования сокровищ;

5) мировые деньги.

Чем современные денежные средства отличаются от товарных (особенно золотых) денег?

Первое отличие. Товарные деньги имели действительную стоимость, поскольку на них затрачивалось эквивалентное количество труда. Нынешние бумажные деньги, по сути дела, не имеют внутренней стоимости. Этот знак стоимости никак не соответствует затратам на его изготовление.

Второе отличие. Как известно, товарные (и особенно золотые) деньги по своей природе были естественным эквивалентом покупаемых на них товаров. Но современные денежные средства не соответствуют этой экономической природе. Сейчас под стоимостью денег подразумевается то количество товаров и услуг, которое можно обменять на денежную единицу (рубль, доллар и др.). В законодательном порядке государство подтверждает: наличные деньги – это законное платежное средство (бумажные деньги должны приниматься при уплате долга).

Третье отличие. Как мы знаем, золотые монеты были способны нормально выполнять все свойственные им пять функций. Но отмена золотого стандарта привела к тому, что отпали две функции, которые не могут осуществляться без золота в качестве, денег: средство образования сокровищ и мировые деньги. Экономисты назвали демонетизацией уход золота из обращения и прекращение выполнения им роли денег. В современных условиях в определенной мере и по-своему выполняются три функции денег: мера стоимости, средство обращения и средство платежа.

Четвертое отличие. Золотые монеты и разменные на золото бумажные деньги имели полную ликвидность – способность быть обмененными на товары и услуги. Ныне же денежные средства обладают разной ликвидностью, ибо с ними связаны разные долговые обязательства банков и государства.

18.3. Денежная масса и денежные агрегаты

Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг в экономике, которыми располагают частные лица, институциональные собственники (предприятия, объединения, организации) и государство.

Расположив компоненты денежной массы по степени убывания ликвидности можно выделить несколько денежных агрегатов: М0, М1, М2, М3 (рис. 18.1).

Денежные агрегаты (лат. aggregatus – присоединенный) – части современных денежных средств, которые применяются для обращения и платежа. Сумма всех агрегатов называется совокупной денежной массой.

Какой из рассмотренных денежных агрегатов является наилучшим для оценки денежной массы? Однозначный ответ на него дать нельзя, поскольку сам вопрос требует уточнения: для каких целей производится такая оценка? В самом деле, если требуется оценить количество активов, которые используются в качестве платежного средства, то наилучшим является, несомненно, параметр М1; в нем, как мы видели, деньги используются как средство обращения. На этом основании денежный агрегат М1 считается наиболее подходящим для оценки денежной массы, и поэтому самым распространенным.

М2 + депозитные сертификаты + государственные ценные бумаги
М1 + срочные депозиты населения в сберегательных банках  
М0 + средства на текущих счетах (счетах «до востребования»)  
Банкноты в обращении Монеты в обращении Остатки наличных денег в кассах предприятий и организаций  
М0 М1 М2 М3

Рис. 18.1. Денежные агрегаты

Однако в последние годы признанно, что параметр М2 лучше отражает связь денежной массы с другими экономическими переменными, фигурирующими в уравнении денежного обмена: M * V = P*Q, а именно со скоростью обращения денег V, взвешенным уровнем цен Р и реальным объемом производства Q. Поэтому начиная с 80-х годов многие экономисты стали склонятся к мысли, что параметр М2 больше подходит в качестве основы для теории и проведения экономической политики. Существует, однако, и иные точки зрения, сторонники которых ни один из параметров (М1, М2 и М3) не считают оптимальным, и поэтому рекомендуют выбрать такой денежный агрегат, который представлял бы собой общий взвешенный агрегат всех ликвидных активов.

18.4. Денежное обращение и денежная система

Денежный оборот складывается из наличных и безналичных денег. Под наличными деньгами понимаются монеты, банковские билеты (банкноты) и казначейские билеты. Под безналичными деньгами понимаются средства на счетах в банках, различные депозиты (вклады) в банках, депозитные сертификаты и государственные ценные бумаги.

Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на безналичную и наоборот. Поэтому безналичный оборот неотделим от обращения наличных денег и вместе с ним образует единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

Деньги в экономике совершают непрерывный кругооборот, находятся в постоянном движении. Это движение денег, опосредствующее оборот товаров и услуг, называется денежным обращением.

Денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах.

Денежный оборот складывается из отдельных каналов движения денег между:

- центральным банком и коммерческими банками;

- коммерческими банками;

- предприятиями и организациями;

- банками и предприятиями и организациями;

- банками и населением;

- предприятиями, организациями и населением;

- физическими лицами;

- банками и финансовыми институтами различного назначения;

- финансовыми институтами различного назначения и населением.

По каждому из этих каналов деньги совершают встречное движение. Денежный оборот является основой денежного обращения.

Под денежным обращением понимается процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах, обслуживающий процессы обращения товаров и услуг, движения капитала.

Денежное обращение подразделяется на налично–денежное обращение; безналичное обращение. Налично–денежное обращение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических денег, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек).

Между налично-денежным и безналичным обращением существует тесная взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на безналичную и наоборот. Поэтому безналичный оборот неотделим от обращения наличных денег и вместе с ним образует единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.

Денежная система – устройство денежного обращения в стране, сло­жившееся исторически и закрепленное национальным законодательством. Сформировалась в XVI–XVII вв. с утверждением централизованного государ­ства и национального рынка.

Первая попытка упорядочить денежную систему была предпринята Еленой Глинской в 1435 году, она утвердила рубль, как единую денежную систему. Сначала были открытая и закрытая чеканки. Открытая чеканка заключалась в том, что каждый гражданин, имеющий слитки золота и серебра, имел право чеканить монеты. Закрытая чеканка – монополия закреплялась за государством.

Строение денежной системы с развитием товарно-денежных отношений менялось, и на современном этапе элементами денежной системы являются:

1) денежная единица;

2) масштаб цен;

3) виды денег;

4) эмиссионная система;

5) государственный аппарат, регулирующий денежное обращение.

Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг.

Масштаб цен – весовое количество денежного металла, применяемое в данной стране за денежную единицу и закрепленное законом. В ходе исторического развития масштаб цен обособился от весового содержания монет. Это связано с рядом причин:

1) износ монет в процессе обращения (истирание монет). Государством устанавливается предел истирания монет называемый ремедиумом. Он составляет 0,5%. Государство регулировало расхождение между номинальной стоимостью монеты и ее реальной стоимостью, т.е. при превышении ремедиума монеты изымались из обращения и шли в переплав;

2) порча монет;

3) переход от более ценных металлов к менее ценным металлам (от золота и серебра к меди, никелю и др.) Для повышения износостойкости монет вводились различные примеси называемые лигатурами. Содержание чистого металла в монете называется проба.

Виды денег:

- кредитные деньги (вексель, банкнота);

- бумажные деньги (казначейские билеты);

- разменная монета.

Эмиссионная система – законодательно установленный порядок выпуска денег в обращение. С 1992 года Казначейство утратило эту функцию, и эмиссионное право в России сейчас закреплено за Центральным Банком. Эмиссия может осуществляться в наличной форме и безналичной. Эмиссию наличных денег осуществляет Центральный Банк. Эмиссию безналичных денег (депозитов) осуществляют коммерческие банки.

Типы денежных систем:

1. Система металлического обращения, которая базируется на действительных деньгах (золотых и серебряных), выполняющих все пять функций, а обращающиеся банкноты беспрепятственно обмениваются на действительные деньги (золото и серебро);

При системе металлического денежного обращения выделяют два вида денежных систем: биметаллизм и монометаллизм

Биметаллизм – роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя метал­лами: золотом и серебром. Предусматривается неограниченное обращение и свободная чеканка, установление двух цен на один товар. Эта система существовала в XVI – XVIII вв., а в ряде стран Западной Европы действовало и в XIX в. Система не обеспечивала устойчивости денежного обращения.

Монометаллизм – роль всеобщего эквивалента закреплена за одним металлом. Серебряный монометаллизм существовал в России (1843–1852 гг.), Индии (1852–1893 гг.), Китай (до 1935 г.). Золотое обращение России – с 1897 г.

Золотой монометаллизм имел следующие разновидности:

1) золотомонетный стандарт (в обращении находятся монеты определенного веса и содержания и банкноты, которые обменивались на золото);

2) золотослитковый стандарт. Производился обмен банкнот на стандартные золотые слитки весом 12 кг. Были ограничения по вывозу золота за границу, запрещалась свободная чеканка из золота;

3) золотодевизный стандарт. Был сформирован в 1944 году, при нем банкноты разменивались доллары, а доллары на золото. Таким образом, связь банкноты с золотом оставалась через доллары. Это просуществовало до 1971 года, после все формы золотого монометаллизма были ликвидированы.

2. Система бумажно–кредитного обращения, при которой действи­тельные деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся бумажные, либо кредитные деньги.

Для этой системы характерны следующие признаки:

1) золото ушло из обращения, стало выполнять функцию сокровища;

2) расширяется безналичный денежный оборот, при этом наличный оборот сокращается;

3) денежное обращение регулирует государство посредством денежно–кредитной политики;

4) кредитные операции банков служат основой для выпуска наличных и безналичных денег.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: