Тематика курсовых и дипломных работ по специальности «этика»

Предлагаемый список может послужить основой индивидуального выбора темы курсовой или дипломной работы. После предварительного выбора темы, ее нужно уточнить с научным руководителем.

Тематика курсовых работ условно разделена на блоки, в которых первые три темы – для курсовых работ, а четвёртая, отмеченная буквой Д, – предполагаемая тема дипломной работы. Темы сгруппированы таким образом, чтобы научные исследования на протяжении всего обучения сохраняли смысловую преемственность. Это не значит, что Вам обязательно надо выбрать именно полный комплект тем, любая отдельная тема может стать предметом Вашего интереса на любом году обучения.

Темы расположены в такой последовательности:

· по разделу I. «История этических учений»,

· по разделу II. «Историческое развитие нравственности»,

· по разделу III. «Теория морали»,

· по разделу IV. «Моральная аксиология»,

· по разделу V. «Прикладная этика».

Однако зачастую теоретические темы соединены в одном блоке с историко-этическими, так как исследование любой проблемы предполагает освоение интеллектуальной традиции её решения. Иногда одна и та же тема включена в различные смысловые блоки, что подчёркивает вариативность возможных исследовательских стратегий.

1. а) Интерпретация гуманизма в учении Конфуция.

б) Полемика Мэн-цзы и Мо-цзы о природе гуманности.

в) Конфуцианство и даосизм: сравнение этических представлений.

Д Интерпретация идеи гуманизма в древнекитайской этике.

2. а) Основоположения этики стоиков.

б) Ригористические идеи в протестантизме.

в) Ригоризм этики И.Канта

Д Исторические формы ригористической этики.

3. а) Понятие долга в этике Конфуция.

б) Понятие долга в этике И.Канта

в) Альтернатива этического и эстетического в учении С.Кьеркегора.

Д Долг как категория этики: историко-этическая реконструкция.

4. а) Статус категории блага в этике Аристотеля.

б) Эвдемонистическая интенция в этике Эпикура.

в) Специфика эвдемонизма Л.Фейербаха.

Д Эвдемонистическая традиция в истории этических учений

5. а) Учение Платона о нравственности в идеальном государстве.

б) Соотношение этики и политики в учении Аристотеля.

в) Неоаристотелизм А.Макинтайра.

Д Учение о добродетелях гражданина полиса в древнегреческой этике.

6. а) Генезис этической мысли Древнего Рима (Цицерон).

б) Этические идеи в римском эпикуреизме (Тит Лукреций Кар).

в) Специфика этических идей римского стоицизма

Д Эволюция этики Древнего Рима.

7. а) Эвдемонистическая этика Эпикура

б) Ригористическая этика стоиков

в) Субъективистское обоснование морали в этике скептицизма.

Д Поиск субъективного основания морали в эллинистической этике.

8. а) Сравнительный анализ этических идей в буддизме и джайнизме.

б) Интерпретация этической проблематики в чань-буддизме.

в) Специфика буддийской этики в ХХ веке.

Д Эволюция этики буддизма.

9. а) Теоцентрическая этика Августина Блаженного.

б) Проблема соотношения морали и религии в этике И.Канта.

в) Обоснование морали в русской религиозной этике конца XIX – начала XX века.

Д Проблема религиозного обоснования морали в истории этических учений.

10. а) Поиск социальных оснований морали в этике эпохи Просвещения.

б) Социоцентрическое обоснование морали в учении К.Маркса и Ф.Энгельса.

в) Идея эволюции нравственности в работах О.Конта и Г.Спенсера.

Д Социоцентрическая традиция в истории этических учений.

11. а) Идея сострадания в структуре христианской морали.

б) Идея сострадания в контексте этики буддизма.

в) Понятие сострадания в этике А.Шопенгауэра.

Д Сострадание как нравственный феномен.

12. а) Утилитаристская этическая программа И.Бентама и Дж.Ст.Милля.

б) Утилитаристские мотивы в «этике разумного эгоизма».

в) Утилитаризм в этике ХХ века.

Д Статус утилитаризма в истории этических учений.

13. а) Мировоззренческие установки этики буддизма.

б) Метафизические основания этики А.Шопенгауэра.

в) Идея сострадания в этике буддизма и в учении А.Шопенгауэра.

Д Шопенгауэр и буддизм: сравнительный анализ этических программ.

14. а) Специфика постановки моральных проблем в работах Ж.П.Сартра и А.Камю.

б) Трагическое этическое мировоззрение С.Кьеркегора.

в) Исповедь как жанр этической литературы (Августин Блаженный, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой).

Д Экзистенциальный способ постановки этических проблем.

15. а) Статус и предмет этики Аристотеля.

б) Определение специфики морали в этике И.Канта.

в) Метаэтика: поиск специфики моральных высказываний.

Д Проблема специфики морали: историко-этическая реконструкция.

16. а) Соотношение морали и политики в трудах Н.Макиавелли.

б) Соотношение морали, права и политики в учении И.Канта.

в) Моральные основания современного международного права.

Д Соотношение морали и политики как этическая проблема.

17. а) Этический анализ афоризмов древнекитайской литературы.

б) Стилистические особенности французской моралистики XVI-XVIII вв. (М.Монтень, Б.Паскаль, Ф.Ларошфуко, Л.Вовенарг, Н.Шамфор).

в) Этический анализ афоризмов Ф.Ницше.

Д Афоризм как жанр моралистической литературы.

18. а) Теоцентрическая этика Августина Блаженного.

б) Проблема оправдания Бога за существующее в мире зло в произведениях Ф.М.Достоевского.

в) Проблема теодицеи в русской этической мысли конца XIX – начала XX века.

Д Теодицея как проблема в этике.

19. а) Проблема нравственной свободы в этике И.Канта.

б) Специфика кантовского рационализма в этике.

в) Проблема специфики морали в учении И.Канта.

Д Способ обоснования морали в этике И.Канта.

20. а) Принципы построения этического учения И.Канта.

б) Методологические основания этики И.Г.Фихте.

в) Диалектика и историзм гегелевского учения о морали и нравственности.

Д Специфика этической методологии в немецкой классической философии.

21. а) Этическая проблематика в философии К.Маркса и Ф.Энгельса.

б) Особенности развития этики в советский период.

в) Этическая проблематика в неомарксизме.

Д Эволюция этических идей марксизма в ХХ веке.

22. а) Этические воззрения Ф.Ницше.

б) Интерпретация этики Ф.Ницше в русской философии конца XIX – начала XX века.

в) Переосмысление этики Ф.Ницше в западноевропейской философии ХХ века.

Д Историческая судьба этических идей Ф.Ницше.

23. а) Метафизические основания этики буддизма.

б) Философские основания «Живой этики» Рерихов.

в) Космоцентрическая традиция в русской этике.

Д Космоцентрическая традиция в истории этических учений.

24. а) Проблема непротивления злу насилием в работах Л.Н.Толстого и И.А.Ильина.

б) Теория и практика этики ненасилия в ХХ веке.

в) Ненасилие как императив экологической этики.

Д Ненасилие как нравственный принцип.

25. а) «Всеединство» Вл.Соловьёва как метафизический и этический проект.

б) Духовные основы общественной жизни в этике С.Л.Франка.

в) Религиозное обоснование морали в трудах С.Н.Булгакова.

Д Этическая рефлексия в русской философии «всеединства».

26. а) Этические проблемы в творчестве Ф.М.Достоевского.

б) Антиномии свободы в этике Н.А.Бердяева.

в) Этическая составляющая философии Л. Шестова.

Д Русская экзистенциальная этика: проблемы и особенности.

27. а) Этическая доктрина неотомизма.

б) Этические искания в неопротестантизме.

в) Нравственная доктрина современной православной церкви.

Д Проблема человека в религиозной этике ХХ века.

28. а) Интерпретация этических проблем в психоанализе (З.Фрейд).

б) Неофрейдистская интерпретация нравственных проблем современного человека (Э.Фромм)

в) Антипсихологическая установка этики И.Канта.

Д Психологизм и антипсихологизм как методологические установки в этике.

29. а) Проблема определения добра в метаэтической программе Дж.Э.Мура.

б) Проблема сущего и должного в аналитической этике.

в) Логика моральных норм и оценок.

Д Проблема языка морали в этике ХХ века.

30. а) Нравственный смысл учения Н.Фёдорова.

б) «Жажда бессмертия» как экзистенциальное нравственное переживание (М. де Унамуно)

в) Моральная критика идеи бессмертия в атеистической литературе.

Д Бессмертие как этическая проблема.

31. а) Взаимосвязь добра и истины в классической этике.

б) Этический интуитивизм Дж.Э.Мура.

в) Выявление специфики моральных высказываний в аналитической этике.

Д Когнитивизм и антикогнитивизм как методологические установки в этике.

32. а) Буддийская программа самосовершенствования.

б) Христианская идея самосовершенствования.

в) Модификация христианской идеи самосовершенствования в протестантизме.

Д Нравственные аспекты религиозных проектов самосовершенствования.

33. а) Проблема смысла жизни в этике «всеединства» В.Соловьёва.

б) Постановка проблемы смысла жизни в этике С.Л.Франка.

в) Проблема смысла жизни в работах Е.Н.Трубецкого и С.Н.Трубецкого.

Д Проблема смысла жизни в русской этике конца XIX – начала XX вв.

34. а) Этические идеи Ч.Пирса и Д.Дьюи.

б) Проблема целей и средств деятельности в прагматизме.

в) Этические аспекты неопрагматизма А.Рорти.

Д Эволюция этики прагматизма.

35. а) Этические аппликации «философии диалога» (К.Ясперс, М.Бубер, М.Бахтин)

б) Коммуникативная интерпретация морали в философии Ю.Хабермаса.

в) Этические аспекты трансцендентальной прагматики К.О.Апеля.

Д Коммуникативный поворот в этике ХХ века.

36. а) Идея элитарной морали у Ф.Ницше.

б) «Восстание масс» в морали (по работам Х.Ортеги-и-Гассета).

в) Критика морального «проекта Просвещения» в философии ХХ века (Хоркхаймер, Адорно, Макинтайр, Бодрийяр).

Д Нравственные характеристики массового общества.

37. а) Принципы патриархальной морали в «Домострое».

б) Нравы античного мира: от архаических форм к классическим.

в) Статус принципа «сяо» (сыновней почтительности) в китайской культуре.

Д Патриархальность как черта традиционной нравственности.

38. а) Принцип трудолюбия в традиционной нравственности.

б) Интерпретация принципа трудолюбия в раннебуржуазной морали.

в) Специфика принципа трудолюбия в системе нравственности советского общества.

Д Отношение к труду в истории культуры: моральные аспекты.

39. а) Воинский этос в античной культуре.

б) Рыцарская мораль и её историческая судьба.

в) Воинские традиции славянских народов: моральные аспекты.

Д Роль воинского этоса в формировании общечеловеческих нравственных представлений.

40. а) Идея патриотизма в нравственной традиции славянских народов.

б) Исторические формы космополитизма и его нравственный смысл.

в) Сравнительный этический анализ феноменов патриотизма и национализма.

Д Статус идеи патриотизма в исторических системах нравственности.

41. а) Роль протестантизма в формировании раннебуржуазной морали.

б) Специфика системы нравственности американского общества.

в) Нравственные параметры постиндустриального общества.

Д Эволюция системы нравственности капиталистического общества.

42. а) Права человека как нравственная ценность современной цивилизации.

б) Статус биоэтики в системе научного знания.

в) Проблемы и специфика экологической этики.

Д Новые этические проблемы современной цивилизации.

43. а) Моральный выбор как проявление нравственной свободы.

б) Категория ответственности в этике.

в) Соотношение свободы и необходимости в моральной деятельности.

Д Проблема свободы в этике.

44. а) Религиозные концепции нравственного смысла жизни.

б) Имманентная традиция в трактовке нравственного смысла жизни.

в) Учения о нравственном смысле жизни в философском трансцендентализме.

Д Проблема смысла жизни как предмет этического исследования.

45. а) Добро как высшая нравственная ценность.

б) Проблема соотношения научной истины и моральной ценности.

в) Моральная ценность и оценка поступка.

Д Проблема ценности в этике.

46. а) Соотношение целей и средств деятельности в трудах Н.Макиавелли.

б) Проблема целей и средств деятельности в прагматизме.

в) Учение о ненасильственных средствах деятельности в «этике ненасилия».

Д Соотношение целей и средств деятельности как этическая проблема.

47. а) Роль сострадания в нравственном поведении человека.

б) Любовь как нравственное чувство.

в) Чувство долга и чувство ответственности как мотивы нравственного поведения

Д Специфика нравственных чувств и их роль в нравственной регуляции.

48. а) Идея справедливости в античных этических учениях.

б) Теория справедливости Дж.Ролза: этический аспект.

в) Постановка проблемы моральной справедливости в марксистской этике.

Д Справедливость как нравственная ценность.

49. а) Этический релятивизм в античной философии (софисты, скептики).

б) Обоснование возможности абсолютного добра в русской этике конца XIX – начала XX века (Соловьёв, Франк, Булгаков, Лосский).

в) Соотношение абсолютного и относительного в этике ценностей Н.Гартмана.

Д Проблема абсолютного добра в этике.

50. а) Интерпретация соотношения морали и права в античной этике.

б) Нравственные основы учений о праве в Новое время.

в) Взаимосвязь морали и права в философских системах И.Канта и Г.В.Ф.Гегеля.

Д Мораль и право: взаимоотношение систем регуляции.

51. а) Постановка проблемы нравственного прогресса в эпоху Просвещения.

б) Интерпретация нравственного смысла истории в контексте Русской идеи.

в) Нравственные процессы в эпоху глобализации.

Д Проблема нравственного прогресса.

52. а) Этикет как элемент нравственной культуры

б) Статус и виды профессиональной этики.

в) Нормативная и ситуативная этика как виды прикладного этического знания.

Д Специфика прикладного этического знания.

53. а) Проблема морального оправдания смертной казни.

б) Проблема морального оправдания войны.

в) Проблема морального оправдания революционного насилия.

Д Проблема морального оправдания социального насилия.

54. а) Нравственные аспекты проблемы эвтаназии.

б) Нравственные аспекты трансплантологии.

в) Этические проблемы при оказании психиатрической помощи.

Д Биоэтика как теория и социальная практика.

55. а) Проблема нравственной оценки искусственного аборта.

б) «Благоговение перед жизнью» как этический принцип в учении А.Швейцера.

в) Критерии жизни и смерти в современной биоэтике.

Д Жизнь как нравственная ценность в современной этике.

56. а) Нравственные проблемы техногенной цивилизации.

б) «Этика благоговения перед жизнью» в трудах А.Швейцера.

в) Этика технологического мира в трудах Г.Йонаса и Хёсли.

Д Проблемы и специфика экологической этики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: