В.46.Особенности формирования устной речи и обучения грамоте учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида

Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим главной задачей начального этапа коррекционно-развивающего обучения является нормализация звуковой стороны речи. Это означает, что у детей, имеющих общее недоразвитие речи, необходимо сформировать:

  • полноценные фонематические процессы;
  • представления о звуко-буквенном составе слова;
  • навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, а также скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются).

На основании материалов обследования целесообразно составить перспективный план работы для каждой группы детей с ОНР, включающий: состав учащихся и краткую характеристику проявлений речевого дефекта; основное содержание и последовательность работы; примерные сроки каждого этапа. Он может быть представлен в виде схемы либо описания направлений работы и ее последовательности на каждом этапе.

Схема-план коррекционного обучения детей с ОНР

Этапы коррекцион-ной работы Содержание работы по преодолению отклонения речевого развития у детей Грамматические термины, используемые на занятиях Содержание коррекционной воспитательной работы
I ЭТАП Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого-звукового состава слова. Коррекция дефектов произношения Звуки и буквы, гласные и согласные; слог; твердые и мягкие согласные; разделительный Ъ; Ъ, звонкие и глухие согласные; ударение; двойные согласные Формирование навыков организации учебной работы. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению
II ЭТАП Восполнение пробелов в развитии лек-сико-грам-матических средств языка 1. Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящих ся к различным частям речи, так и за счет раз вития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования. 2. Уточнение, развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем ов ладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций. Совершенствование умения строить и пере страивать предложения адекватно замыслу Состав слова: корень слова, однокоренные слова, окончание, приставка, суффикс; приставки и предлоги; сложные слова; род существительных и прилагательных, число, падеж. Число, время глаголов, безударные гласные Формирование навыков организации учебной работы. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению
III ЭТАП Восполнение пробелов в формировании связной речи Развитие навыков построения связного высказывания: а) установлений логической последовательно сти, связности; б) отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, оценка и т. п.) Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные; связь слов в предложении; предложения с однородными членами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; текст, тема, главная мысль Формирование навыков организации учебной работы. Развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля контрольных действий, способности к переключению

Реализация содержания коррекционно-развивающего обучения на каждом из этапов возможна лишь при строгом учете индивидуальных проявлений речевой неполноценности у учащихся данной группы. Поэтому поэтапное планирование должно быть представлено перечнем конкретных тем

логопедических занятий, примерным количеством часов, необходимых для реализации каждой из них, и сроков их прохождения. Выбор тем коррекционных занятий предопределен основной задачей каждого этапа. Количество же часов, планируемых учителем-логопедом на отработку каждой из них, зависит от состава учащихся конкретной группы.

Организация, содержание и методы коррекции общего недоразвития речи у учащихся первых классов имеют ряд специфических особенностей.

Прежде всего, требуется такой подход к планированию коррекционного обучения, который бы в максимальной степени способствовал устранению речевого дефекта и общему развитию детей при минимальных затратах времени (количества логопедических занятий). Это необходимо для предупреждения как возможных вторичных последствий дефекта, так и нарастания педагогической запущенности.

Осуществить такой подход можно лишь опираясь на совокупность основных закономерностей и принципов построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, психологией, лингвистикой.

Все сказанное требует некоторых уточнений в вопросе о путях реализации данного условия во время коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи.

Первое уточнение сводится к тому, что одновременная работа над всеми компонентами речевой системы осуществляется при максимальной концентрации внимания учителя-логопеда (и учащихся) на основной задаче каждого из этапов, например формировании полноценных представлений (обобщений) о звуковом составе слова на первом этапе, о морфологическом составе — на втором, синтаксических обобщений — на третьем.

Второе уточнение разъясняет способ реализации такого подхода: восполнение пробелов в развитии других компонентов речевой системы (при общей подчиненности всей работы решению основной задачи этапа) ведется методом устного опережения. Иными словами, специфическое требование работы одновременно над всеми компонентами речи реализуется в процессе логопедических занятий методом устного опережения, т.е. создается база для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя-логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа.

 

ответы на ГОСэкзамен по специальности "Логопедия"

Козлова Н.Е.

ответы на вопросы:

1. Логопедия - интегративная область знаний о человеке.

2. Основные принципы и методы логопедического воздействия.

3. Проблема ранней диагностики и предупреждения нарушений речи.

4. Содержание и поэтапность логопедической работы с детьми дошкольного возраста с первым-вторым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи.

5. Содержание и поэтапность логопедической работы с детьми дошкольного возраста с третьим-четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи.

6. Основные направления и содержание коррекционно-педагогической работы при афазии.

7. Анализ современных методик преодоления заикания у детей, подростков и взрослых.

8. Использование игр и игровых упражнений в логопедической работе с детьми.

9. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей.

10. Организация и содержание коррекционно-воспитательной работы в детском саду для детей с нарушениями речи. Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя.

11. Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении и воспитании ребенка с речевыми нарушениями. Консультативная работа с семьей.

12. Этапы коррекции дислалии (содержание и виды работы).

13. Ринолалия. Содержание и методы коррекционной работы на подготовительном и основным этапах.

14. Основные направления, содержание, приемы коррекционно-педагогического воздействия при дизартрии.

15. Основные направления и содержание коррекционной работы при фонетико-фонематическом недоразвитии в условиях специальных дошкольных учреждений.

16. Содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Комплектование специальных учреждений для лиц с нарушениями речи.

17. Направления, форма и содержание пропаганды педагогических и логопедических знаний.

18. Логопедическая ритмика в системе реабилитации детей с речевой патологией.

19. Коррекция нарушений голоса органического генеза.

20. Содержание коррекционной работы по преодолению функциональных нарушений голоса.

21. Система коррекционного воздействия при моторной алалии.

22. Система коррекционного воздействия при сенсорной алалии.

23. Использование игр и игровых упражнений в логопедической работе с детьми.

24. Система организации логопедической помощи в России.

25. Направления и содержание логопедической работы по коррекции заикания у детей.

26. Содержание коррекционной работы по преодолению специфических нарушений письменной речи.

27. Организация, содержание обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи.

28. Особенности организации и содержания работы логопеда в условиях системы здравоохранения.

29. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

30. Особенности формирования устной речи и обучения грамоте учащихся младших классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида.

31. Характеристика возрастных этапов речевого развития. Отграничение аномалии речевого развития от возрастных особенностей речи

32. Структура и содержание речевой деятельности. Психологические механизмы речи в норме и при патологии развития.

33. Языковая способность и ее проявления в условиях недоразвития речи.

34. Основные причины речевых нарушений у детей и взрослых.

35. Этиопатогенетические, клинические, психолингвистические и психолого-педагогические критерии классификации речевых нарушений.

36. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.

37. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

38. Дислалия. Структура речевого дефекта. Классификация дислалий.

39. Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии.

40. Ринолалия. Структура речевого дефекта. Классификация ринолалии.

41. Основные представления об этиопатогенетических механизмах дизартрии. Структура дефекта.

42. Характеристика классификаций дизартрических расстройств.

43. Функциональные нарушения голоса.

44. Органические нарушения голоса.

45. Сенсорная алалия. Структура речевого дефекта. Проблемы выявления и дифференциальной диагностики.

46. Моторная алалия. Симптоматика, структура речевого дефекта. Степень выраженности речевого недоразвития.

47. Афазия. Симптоматика и структура речевого дефекта.

48. Классификация афазических расстройств.

49. Заикание. Этиопатогенез, структура дефекта.

50. Характеристика клинических форм заикания.

51. Нарушения темпа речи. Этиопатогенез и характеристика основных форм.

52. Дислексия. Этиология, механизмы нарушения, классификация.

53. Функциональная система письма и ее нарушения.

54. Общее недоразвитие речи как системная речевая патология. Понятие об уровнях речевого недоразвития.

55. Задержка речевого развития. Дифференциальная диагностика задержки речевого развития и общего недоразвития речи.

56. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Клинический и лингвистический анализ проблемы.

57. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.

58. Психолого-педагогические аспекты готовности к обучения в школе детей с речевыми нарушениями.

59. Содержание и анализ результатов психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи.

60. Содержание и анализ результатов психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи.

61. Нейрофизиологический механизм чтения.

62. Нейрофизиологический механизм письма.

63. Патофизиологический механизм бульбарной дизартрии.

64. Патофизиологический механизм корковой дизартрии.

65. Патофизиологический механизм подкорковой дизартрии.

66. Патофизиологический механизм мозжечковой дизартрии.

67. Патофизиологический механизм различных видов афазии (Характеристика одного.из них по выбору студента).

68. Локализация функций в коре головного мозга.

69. Стрио-палидарная система и ее роль в регуляции речевой деятельности.

70. Патофизиологический механизм сенсорной алалии.

71. Патофизиологический механизм моторной алалии.

72. Двигательный путь (анатомо-физиологические особенности).

73. Бульбарный и псевдобульбарный параличи (патофизиологический механизм, клинические особенности).

74. Центральный и периферический параличи.

75. Альтернирующие синдромы (патофизиологический механизм).

76. Основные структурно-функциональные блоки по А.Р. Лурия.

77. Мозжечок и его роль в регуляции речевой деятельности.

78. Лимбико-ретикулярный комплекс (анатомо-физиологические особенности и его роль в регуляции речевой деятельности).

79. Блуждающий нерв-десятая пара черепно-мозговых нервов (анатомо-физиологические особенности, методика исследования, патология).

80. Языкоглоточный нерв - девятая пара черепно-мозговых нервов (анатомо-физиологические особенности, методика исследования, патология).

81. Подъязычный нерв - двенадцатая пара черепно-мозговых нервов (анатомо-физиологические особенности, методика исследования, патология).

82. Сенсорная акустико-гностическая афазия (патофизиологический механизм, клинические особенности).

83. Семантическая афазия (патофизиологический механизм, клинические особенности).

84. Акустико-мнестическая афазия (патофизиологический механизм, клинические особенности).

85. Динамическая афазия (патофизиологический механизм, клинические особенности).

86. Моторная афазия эфферентного типа (патофизиологический механизм, клинические особенности).

87. Моторная афазия афферентного типа (патофизиологический механизм, клинические особенности).

88. Специфические нарушения навыков чтения (дислексия) (этиология, классификация, клиника - по МКБ-10).

89. Специфические расстройства развития речи и языка (классификация, клиника - по МКБ-10).

90. Альтернирующий синдром Джексона (особенности речевых расстройств, патофизиологический механизм).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: