Организационная культура: сущность, структура, типы, функции. Формирование и поддержание организационной культуры

Под организационной культурой понимается система коллективно разделяемых ценностей, символов, убеждений, образцов поведения членов организации, выдержавших испытание временем. Культура придает единообразие совместным действиям людей, формирует общую для всех психологию. Можно выделить несколько основных признаков организационных культур, по которым они различаются между собой: 1) отражение в миссии организации ее основных целей; 2) направленность на решение производственных задач организации или личных проблем ее участников; 3) степень принятия риска;

4) мера соотношения конформизма и индивидуализма; 5) предпочтение групповых или индивидуальных форм принятия решений; 6) степень подчиненности планам и регламентам; 7) преобладание сотрудничества или соперничества среди участников; 8) преданность или безразличие людей по отношению к организации; 9) ориентация на самостоятельность, независимость или подчиненность; 10) характер отношения руководства к персоналу; 11) ориентация на групповую или индивидуальную организацию труда и стимулирования; 12) ориентация на стабильность или изменения; 13) стили управления, отношения между работниками и организацией, способы оценки работников.

Культура организации содержит как субъективные, так и объективные элементы. К первым относятся верования, ценности, ритуалы, образы и мифы, связанные с историей организации и жизнью ее основателей, принятые нормы общения. Объективные элементы отражают материальную сторону жизни организации. Это, например, символика, цвета, удобство и оформление интерьеров, внешний вид зданий, оборудование, мебель и пр.

Специалисты выделяют две важные особенности культуры:

1) многоуровневость. Поверхностный уровень образует способы поведения людей, ритуалы, эмблемы, дизайн, униформа, язык, лозунги и пр. Промежуточный уровень составляют укоренившиеся ценности и верования. Глубинный уровень представлен философией фирмы;

2) многогранность, многоаспектность. Культура организации, во-первых, состоит из субкультур отдельных подразделений или социальных групп, существующих под «крышей» общей культуры (они могут конкретизировать и развивать последнюю, могут мирно существовать наряду с ней, а могут ей противоречить). Во-вторых, организационная культура включает субкультуры тех или иных направлений и сторон деятельности — предпринимательство, управление, деловое общение, внутренние взаимоотношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: