Школа научного направления. (1885—1920) связана с работами Ф. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет, Генри Гантта. Создатели школы считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда. Характерным для школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась возможность перерывов в производстве, в том числе и для отдыха. Количество времени, выделяемое для выполнение определенных заданий, было реалистичным, что давало руководству возможность устанавливать нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал эти нормы. При этом люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Подчеркивалось большое значение обучения. Работа по управлению — это определенная специальность, и организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Административная школа. Представители классической (1920—1950) школы, а именно — А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни. Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху. А. Файоль сформулировал принципы управления:
-разделение труда. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия;
-полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность — ее противоположность;
-дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между организацией и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;
-единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника; -единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;
-подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании;
-вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату;
-централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;
-скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение, — вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу; -порядок. Место — для всего, и все — на своем месте; -справедливость — сочетание доброты и правосудия; -стабильность рабочего места для персонала. Большая текучесть кадров снижает эффективность организации; -инициатива. Означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации; -корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала. Особенности школы человеческих отношений. (1930—1950) два ученых — Мэри Паркер Фоллет и Элтон Мэйо. Эксперименты Э. Мэйо открыли новое направление в теории управления. Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителей. Мотивами поступков людей, по Маслоу, являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, исследователи полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать, а это будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей взаимного общения на работе. Формирование школы науки управления (с 1950 г. по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследования операций. По своей сути, исследования операций — это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель — форма представления реальности, упрощающая эту реальность, облегчающая понимание ее сложностей. После создания модели переменным задаются количественные значения. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.
107. Эволюция концепций развития маркетинга Концепции маркетинга - это задачи, решение которых необходимо для достижения желаемых уровней сбыта на разных рынках, принципы и методы их решения. Какая же концепция должна направлять маркетинговые усилия? Каково сравнительное значение интересов организации, клиентов и общества? Часто эти интересы вступают в противоречие друг с другом. Очевидно, что любая деятельность в сфере маркетинга должна осуществляться в рамках какой-то единой концепции.
В зависимости от уровня развития производства и спроса на предложенные товары, концепции маркетинга претерпевали эволюционное развитие. Их изменения в основном определялись и продолжают определяться состоянием и взаимодействием в рыночном пространстве таких субъектов, как производитель (продавец), потребитель (покупатель) и государство (власть). Еще одним важным фактором, влияние которого особенно возросло в последнее время, стал фактор развития технических средств, совершенствование которых происходит в тесной взаимосвязи с развитием всего общества.
Мировая наука и практика в области маркетинга рекомендуют выделять следующие его концепции, сложившиеся в результате эволюции: производственную, товарную, сбытовую, традиционного маркетинга, социально-этического маркетинга маркетинга взаимодействия.
1860-1920
Производственная
Идея: Произвожу то, что могу
Основной инструментарий: Себестоимость, производительность
Главная цель:Совершенствование производства, рост продаж, максимизация прибыли
1920-1930
Товарная
Производство качественных товаров
Товарная политика
Совершенствование потребительских свойств товара
1930-1950
Сбытовая
Развитие сбытовой сети, каналов сбыта
Сбытовая политика
Интенсификация сбыта товаров за счет коммерческих по продвижению и продаже товаров
1960-1980
Традиционного маркетинга
Произвожу то, что нужно потребителю
Комплекс маркетинга, исследование потребителя
Удовлетворение нужд и потребностей целевых рынков
1980-1995
Социально-этического маркетинга
Произвожу то, что нужно потребителю, с учетом требований общества
Комплекс маркетинга, исследование социальных и экологических последствий от производства и потребления производимых товаров и услуг Удовлетворение нужд потребностей целевых рынков при условии сбережения человеческих, материальных, энергетических и других ресурсов, охраны окружающей среды
С 1995 г. по настоящее время
Маркетинга взаимодействия
Произвожу то, что удовлетворяет потребителей и партнеров по бизнесу
Методы координации, интеграции и сетевого анализа, комплекс маркетинга
Удовлетворение потребностей потребителей, интересов партнеров и государства в процессе их коммерческого и некоммерческого взаимодействия