Измерение качества человеческих ресурсов: теория управления персоналом и человеческими ресурсами

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая совокупностью физических возможностей, знаний и практического опыта для работы в народном хозяйстве.

Трудовой потенциал – это совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность, или возможное количество и качество труда, которыми располагает общество при данном уровне развития науки и техники. Различают трудовой потенциал человека, предприятия, поколения и страны.

Персонал - это личный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.

Человеческие ресурсы - понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития, использования этого ресурса с учетом интересов каждого человека.

Кадры предприятия – это основной состав квалифицированных работников предприятия, фирмы, организации.

В настоящее время для оценки качества человеческих ресурсов используют такие методы:

1. Расчет индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), разработанного Программой развития ООН. Это интегральный показатель, состоящий из трех компонентов: дохода (валового регионального продукта на душу населения), долголетия (ожидаемой продолжительности жизни при рождении) и уровня образования, измеряемого грамотностью взрослых и охватом образованием детей и молодежи.

2. Выделение характеристик трудового потенциала (показателей) по ряду следующих факторов: социально-демографический; квалификационный; личностный; психофизический.

Обобщенная классификация показателей качества ЧР:

· Производственные: влияние кадровой политики предприятия, ИРЧП, уровень образования, умения, навыки, компетенции, опыт работы; уровень мотивации;

· Индивидуально-физиологические: пол, возраст, физические данные и состояние здоровья;

· Психологические: деловые качества характера; аналитические способности; развитость процессов восприятия, внимания, памяти и мышления; устойчивость эмоциональных состояний.

В настоящее время различают три группы теорий управления персонала: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов.

Классические теории: Труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения. Главной задачей руководителя является строгий контроль и наблюдение за подчиненными. Индивиды могут перенести свой труд при условии, если будет установлена соответствующая заработная плата и если руководитель будет справедлив.

Теории человеческих отношений: Индивиды стремятся быть полезными и значимыми. Главная задача руководителя сделать так, чтобы каждый трудящийся чувствовал себя полезным и нужным. Факт обмена информацией с подчиненными и их участие в рутинных решениях позволяет руководителю удовлетворить их основные потребности во взаимодействии и в чувстве собственной значимости.

Теории человеческих ресурсов: Труд для большинства индивидов доставляет удовлетворение. Главной задачей руководителя является более рациональное использование человеческих ресурсов. Расширение влияния на ход производства, самостоятельность и самоконтроль подчиненных повлекут за собой прямое повышение эффективности производства.

Кадровая служба в современных условиях должна бытьорганизатором и координатором всей работы с кадрами на предприятии. Онапризвана выполнять функцию контроля за реализацией кадровой политики вструктурных подразделениях, осуществлять надзор за оплатой труда, медицинскимобслуживанием работников, социально-психологическим климатом в коллективе,социальной защитой работников.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: