В менеджменте контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.
Сущность каждого вида контроля определяется задачами исполнения целей.
Цель внешнего финансового контроля (непосредственная цель) – контроль за соблюдением интересов субъектов контроля (государство, акционеры, собственники) и определение степени ответственности за допущенные нарушения.
Цель внутреннего контроля (непосредственная цель) – обеспечение сохранности активов предприятия, оценка правомерности его обязательств, а также обеспечение управленческих решений исходными данными.
Конечная цель внешнего и внутреннего финансового контроля совпадают – это обеспечение выполнения требований законодательства, регулирующую ту или иную деятельность.
В соответствии с общими целями определяются задачи, способствующие достижению этих целей:
-проверка соблюдения требований законодательства;
-проверка достаточности контрольных мер по обеспечению сохранности активов предприятия;
- проверка обоснованности возникновения обязательств предприятия;
- проверка организации учета и отчетности; -
-установление ответственности за допущенные нарушения;
-контроль за реализацией выводов и рекомендаций контрольного органа.
Основные виды контроля для менеджмента
• предварительный контроль. Осуществляется до фактического начала работ. Средства осуществления — реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Используется по отношению к человеческим, финансовым и материальным ресурсам.
• текущий контроль. Базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы.
• заключительный контроль. Одна из функций состоит в том, что контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем. Также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность.
Этапы процесса контроля:
I. Выявление параметров деятельности организации, подлежащих контролю (стандарты, нормативы и прочее).
II. Создание модели функционирования организации и определение точек контроля.
III. Осуществление наблюдений и обработка информации.
IV. Принятие и выполнение решений о корректирующих действиях — пересмотр целей, планов, перераспределении заданий, совершенствовании технологии производства и управления.
Методы контроля - способы проверки состояния дел, определения эффективности хода работы, выполнения решений, соблюдения требований законодательства, норм морали.
Характеристики эффективного контроля:
1.Стратегическая направленность контроля, т.е. отражение общих приоритетов организации и поддержание их.
2.Ориентация на результаты. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией.
3.Соответствие делу. Для того чтобы быть эффективным контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности
4.Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, который адекватно соответствует контролируемому явлению.
5.Гибкость контроля. Контроль, как и планы, должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.
6.Простота контроля. Наиболее эффективный контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен.
7.Экономичность контроля. Любой контроль, который стоит больше, чем он дает для достижения целей, не улучшает контроля над ситуацией, а направляет работу по ложному пути, что является еще одним синонимом потери контроля.
8.К контролю необходимо привлекать весь персонал, ибо лучший контроль - это самоконтроль. Для того чтобы повысить надежность контроля, необходимо расширять границы полномочий персонала.