Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов ГВФ) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетных ГВФ (иначе: совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства).
Бюджетная классификация – группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов БС РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов БС РФ.
Государственный бюджет – крупнейший централизованный фонд денежных средств, который аккумулируется с помощью перераспределения НД и расходуется государством для осуществления своих функций. В нем органически увязываются все основные финансовые операции, т.е. разные виды доходов и расходов, государственные займы и т.д.
|
|
Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.
Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Структура БС:
1) федеральный бюджет и бюджеты ГВФ;
2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных ГВФ;
3) местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Спб;
4) бюджеты городских и сельских поселений.
Принципы построения БС. БС основана на принципах:
1) Принцип единства БС – означает, что используются единая классификация доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета. В основе лежит единая система бух. учета и отчетности. Используется единая методология разработки и использования бюджетов всех уровней.
|
|
2) Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов между бюджетами разных уровней - означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами БС РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, установлению и исполнению расходных обязательств.
3) Принцип самостоятельности бюджетов - означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;
4) Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований - означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.
5) Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов - все доходы, расходы и источники финансирования дефицита бюджета в полном объеме и обязательном порядке отражаются в соответствующих бюджетах.
6) Принцип сбалансированности бюджета - означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на сумму выплат из бюджета.
7) Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств – при составлении и исполнении бюджетов поставленные цели должны достигаться с наименьшими затратами для государства.
8) Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджет а -означает, что все расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета.
9) Принцип прозрачности (открытости) – означает обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета.
10) Принцип достоверности бюджета - означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
11) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
12) Принцип подведомственности расходов бюджетов – означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
13) Принцип единства кассы – означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.