Лекция 2. Экономическая сущность бюджетной классификации РФ

Бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, а также включает классификацию операций публично-правовых образований, используется для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с Бюджетным Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

С 1 января 2008г. вступила в силу новая редакция Бюджетного Кодекса, предусматривающая расширение полномочий органов государственной власти (местного самоуправления) по детализации бюджетной классификации.

В состав бюджетной классификации, начиная с 1 января 2008 года, входят всего четыре классификации:

- классификация доходов бюджетов;

- классификация расходов бюджетов;

- классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;

- классификация операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления

Определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с бюджетным кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отнесены к исключительной компетенции Министерства финансов Российской Федерации.

Классификация доходов бюджетов является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей

1. Главный администратор доходов бюджета;

2. Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);

3. Подвид доходов;

4. Классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

       
Главный администратор доходов бюджета Вид доходов Подвид доходов Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов
группа под- группа статья под- статья элемент
                                       
                                       

Код вида доходов (4 - 13 разряды кода классификации доходов бюджетов) состоит из 10-ти знаков и включает:

группу - (4 разряд кода классификации доходов бюджетов);

подгруппу - (5 - 6 разряды кода классификации доходов бюджетов);

статью - (7 - 8 разряды кода классификации доходов бюджетов);

подстатью - (9 - 11 разряды кода классификации доходов бюджетов);

элемент - (12 - 13 разряды кода классификации доходов бюджетов).

Код вида доходов предусматривает следующие группы:

- налоговые и неналоговые доходы (1 00 00000 00);

- безвозмездные поступления (2 00 00000 00);

- доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (3 00 00000 00).

Налоговые и неналоговые доходы детализируют следующие подгруппы:

- налоги на прибыль, доходы;

- страховые взносы на обязательное социальное страхование;

- налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;

- налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;

- налоги на совокупный доход;

- налоги на имущество;

- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

- государственная пошлина;

- задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- платежи при пользовании природными ресурсами;

- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

- административные платежи и сборы;

- штрафы, санкции, возмещение ущерба;

- прочие неналоговые доходы;

- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

- возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет.

Безвозмездные поступления детализируют следующие подгруппы:

- безвозмездные поступления от нерезидентов;

- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций;

- безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

- безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

- прочие безвозмездные поступления;

- перечисления для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности детализируют следующие подгруппы:

- доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- рыночные продажи товаров и услуг;

- безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей.

Код элемента доходов для налоговых доходов соответствует бюджету бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Для неналоговых доходов коды элементов применяются в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей соответственно органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Классификация расходов бюджетов

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

Классификация расходов состоит из:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Код классификации расходов занимает 20 знаков и имеет следующую структуру: код главного распорядителя бюджетных средств - 3 знака, раздел - 2 знака, подраздел - 2 знака, код целевой статьи, включающий программный срез, - 7 знаков, код вида расходов - 3 знака, код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов, - 3 знака.

┌─────────────┬─────────┬─────────┬───────────────────────┬─────────┬─────────────────┐

│ Главный │ Раздел │Подраздел│ Целевая статья │ Вид │ Статья │

│распорядитель│ │ │ │расходов │ (подстатья) │

│ бюджетных │ │ │ │ │ классификации │

│ средств │ │ │ ┌──────┬──────┤ │операций сектора │

│ │ │ │ │Прог- │Под- │ │государственного │

│ │ │ │ │рамма │прог- │ │ управления, │

│ │ │ │ │ │рамма │ │ относящихся │

│ │ │ │ │ │ │ │ к расходам │

│ │ │ │ │ │ │ │ бюджетов │

├────┬───┬────┼────┬────┼─────┬───┼───┬─┬───┼──┬───┼──┬───┼──┬───┬──┼─────┬─────┬─────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │9│10 │11│12 │13│14 │15│16 │17│ 18 │ 19 │ 20 │

└────┴───┴────┴────┴────┴─────┴───┴───┴─┴───┴──┴───┴──┴───┴──┴───┴──┴─────┴─────┴─────┘

Едиными для всех видов бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами классификации расходов являются: 14 разделов и 100 подразделов, конкретизирующих направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы:

функционирование Президента Российской Федерации;

функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;

судебная система;

обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

обеспечение проведения выборов и референдумов;

международные отношения и международное сотрудничество;

государственный материальный резерв;

фундаментальные исследования;

резервные фонды;

прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;

другие общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона:

Вооруженные Силы Российской Федерации;

модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;

мобилизационная и вневойсковая подготовка;

мобилизационная подготовка экономики;

подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;

ядерно-оружейный комплекс;

реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;

прикладные научные исследования в области национальной обороны;

другие вопросы в области национальной обороны;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

органы прокуратуры и следствия;

органы внутренних дел;

внутренние войска;

органы юстиции;

система исполнения наказаний;

органы безопасности;

органы пограничной службы;

органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;

обеспечение пожарной безопасности;

миграционная политика;

модернизация внутренних войск, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов;

прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

4) национальная экономика:

общеэкономические вопросы;

топливно-энергетический комплекс;

исследование и использование космического пространства;

воспроизводство минерально-сырьевой базы;

сельское хозяйство и рыболовство;

водное хозяйство;

лесное хозяйство;

транспорт;

дорожное хозяйство (дорожные фонды);

связь и информатика;

прикладные научные исследования в области национальной экономики;

другие вопросы в области национальной экономики;

5) жилищно-коммунальное хозяйство:

жилищное хозяйство;

коммунальное хозяйство;

благоустройство;

прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;

другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;

6) охрана окружающей среды:

экологический контроль;

сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;

охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;

другие вопросы в области охраны окружающей среды;

7) образование:

дошкольное образование;

общее образование;

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

высшее и послевузовское профессиональное образование;

молодежная политика и оздоровление детей;

прикладные научные исследования в области образования;

другие вопросы в области образования;

8) культура, кинематография:

культура;

кинематография;

прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии;

другие вопросы в области культуры, кинематографии;

9) здравоохранение:

стационарная медицинская помощь;

амбулаторная помощь;

медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;

скорая медицинская помощь;

санаторно-оздоровительная помощь;

заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;

санитарно-эпидемиологическое благополучие;

прикладные научные исследования в области здравоохранения;

другие вопросы в области здравоохранения;

10) социальная политика:

пенсионное обеспечение;

социальное обслуживание населения;

социальное обеспечение населения;

охрана семьи и детства;

прикладные научные исследования в области социальной политики;

другие вопросы в области социальной политики;

11) физическая культура и спорт:

физическая культура;

массовый спорт;

спорт высших достижений;

прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта;

другие вопросы в области физической культуры и спорта;

12) средства массовой информации:

телевидение и радиовещание;

периодическая печать и издательства;

прикладные научные исследования в области средств массовой информации;

другие вопросы в области средств массовой информации;

13) обслуживание государственного и муниципального долга:

обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга;

обслуживание государственного внешнего долга;

14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:

дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

иные дотации;

прочие межбюджетные трансферты общего характера.

Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным Кодексом случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), присваиваются уникальные коды целевых статей и (или) видов расходов соответствующего бюджета.

Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также обеспечению деятельности (выполнению полномочий) органов государственной власти (государственных органов) и органов местного самоуправления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Перечень и коды целевых статей и (или) видов расходов бюджетов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, определяются в порядке, установленном финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета, из которого предоставляются указанные межбюджетные субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение.

Виды расходов классификации расходов бюджетов в части федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете и федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

Перечни видов расходов, применяемых в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Утверждаются указанные перечни в составе ведомственной структуры расходов законом (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 20 разрядов и включает

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 20 разрядов и включает в себя:

1234567891011121314151617181920

1) кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (1-3);

2) кода группы (4-5), подгруппы (6-7), статьи (8-9), подстатьи (10-11), элемента (12-13) и вида (14-17) источника финансирования дефицитов бюджетов;

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (18-20).

│ 1 │ 2 │ 3 │

├──────────────┼──────┬───────┬──────────────────┬────────────┼────────────────┤

│ Главный │Группа│Под- │ Статья │ Вид │ Статья │

│администратор │ │группа │ │ источников │ (подстатья) │

│ источников │ │ │ │ │ классификации │

│финансирования│ │ │ │ │операций сектора│

│ дефицитов │ │ │ ┌──────┬───────┤ │государственного│

│ бюджетов │ │ │ │Под- │Элемент│ │ управления, │

│ │ │ │ │статья│ │ │ относящихся │

│ │ │ │ │ │ │ │ к источникам │

│ │ │ │ │ │ │ │ финансирования │

│ │ │ │ │ │ │ │ дефицитов │

│ │ │ │ │ │ │ │ бюджетов │

├────┬────┬────┼───┬──┼───┬───┼─┬─┼──┬───┼───┬───┼──┬───┬──┬──┼─────┬────┬─────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │5 │ 6 │ 7 │8│9│10│11 │12 │13 │14│15 │16│17│ 18 │ 19 │ 20 │

└────┴────┴────┴───┴──┴───┴───┴─┴─┴──┴───┴───┴───┴──┴───┴──┴──┴─────┴────┴─────┘

Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов включает в себя группы:

1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация операций сектора государственного управления

Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций, осуществляемых в секторе государственного управления, в зависимости от их экономического содержания.

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

· Доходы(100);

· Расходы (200);

· Поступление нефинансовых активов (300);

· Выбытие нефинансовых активов (400);

· Поступление финансовых активов (500);

· Выбытие финансовых активов (600);

· Увеличение обязательств (700);

· Уменьшение обязательств (800).

Бюджетная классификация Российской Федерации в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации, классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации и классификация операций сектора государственного управления является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и утверждается федеральным законом.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте структуру бюджетной классификации?

2. С какой целью осуществляется классификация бюджетных доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов?

3.Из каких частей состоит код классификации доходов, расходов бюджета?

4.Что собой представляет код классификации сектора государственного управления?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: