Инновационный проект: понятие, функции, элементы, участники, виды, оценка эффективности

Инновационный проект – комплекс целенаправленных, взаимообусловленных мероприятий, в существенной мере уникальный и автономный, спланированный и документально зафиксированный, направленный на разработку и \или внедрение новшества товарного или технологического характера, ограниченный по срокам и ресурсам.

Этапы 1) Формирование инновационной идеи (• определение конечных целей проекта, исследование товарной и фирменной структуры рынка

2)Разработка проекта (сравнительный анализ различных вариантов достижения целей проекта, создание команды проекта, отбор исполнителей проекта, финансы)

3) Реализация проекта (контроль за исп-ием, координация)

4) Завершение проекта (сдача проекта, закрытие договора).

В рамках инновац. проекта реализуются управленческие ф-ции:

1) анализ и пл-ие – напрвляет на выявление эк целесообразности пр-ва, обеспечение ин, эк и соц последствия.

2) орг-ия и координация – навправлена на ср. программно-целевог проект, а именно разработка целевой программы, форм-ие орг-стры, регламентирование ф-ций)

3) руководство и сотрудничество как внутри Оо так и вне её

4) мониторинг и оценка рез-тов.

Элементы: 1) цели изадачи 2) комплекс проектных мероприятий по решению ин проблем 3) орг-ия вып-ия проектных мероприятий 4) основные показатели проекта (эфф-сть, риски,

Цели – 1) коммерциализуемое удовлетворение конкретной общественной потребности 2) получение принципиально нового научно-технического результата

Классификация: 1) по периоду реализации – долгоср, среднеср, краткоср 2) уровень решения – федеральные, президентские, региональные, отраслевые, отд предприятия, 3) тип инновации – новый рынок, новый продукт, новая технология, новый источник сырья, новая стр-ра упр-ия 4)вид потребности – новые и существующие потрбности.

Участники: инвестор, заказчик, руководитель проекта, НТС (научно-техн совет), проектировщик (проектоно-сметная документация), команда проекта, поставщик, орг исполнитель, поддерживающие стр-ры (иннов цетры, консалтинговые).

Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования. Она включает в себя:

· общественную (социально – экономическую) эффективность проекта, которая учитывает социально – экономические последствия осуществления инновационного проекта для общества в целом;

· коммерческую эффективность проекта, которая учитывает финансовые последствия его осуществления для участника инновационного проекта.

Показатели эффективности: 1) чистая приведенная стоимость (NPV) – разница м\у суммой дисконт дохода и поступлений от реализации проекта

NCFi - чистый денежный поток для i-го периода,

Inv - начальные инвестиции

r - ставка дисконтирования (желаемая норма прибыли)

NPV >0 – проект эффективен

2) Рентабельность инвестиций (PI) – отношение суммы дисконт доходов к сумме инвестир средств. PI > 1 – проект эффективен

3) Внутрення норма прибыли (IRR) – соотвествует такой ставке дисконта, при которой NPV = 0. Служит пок-лем риска по проекту. Чем в большей степени IRR превосходит коэффициент дисконтирования, тем выше запас прочности проекта.

4) Срок окупаемости проекта. (DPP) – период, за который первоначальные капиталовложения покрываются дисконтированным доходом.

48. Управление качеством: основные понятия, функции, методы и сферы практического приложения. Инструментарий качества.

Качество – совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности (МС ИСО 8402-86)

{Качество} = {Удовлетворенность потребителя} = {Ценность} / {Cтоимость}

Упр-ие качестом - Интерактивный непрерывный цикл управления производством, состоящий из планирования, реализации, проверки и исправления процесса производства, позволяющий корректировать обнаруженные на любом этапе отклонения показателей качества производимого продукта согласно запланированным их значениям (стандарту или норме).

Основные понятия:

Система качества (система управления качеством) - Совокупность организационной структуры, распределения полномочий и ответственности, методов, процедур и ресурсов, необходимых для установления, поддержания и совершенствования качества продукции и осуществления общего руководства качеством/

Общее руководство качеством (административное управление качеством)- Те аспекты общей функций управления, которые определяют политику в области качества, цели и ответственность, а также осуществляют с помощью таких средств, как планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества в рамках системы качества

Оперативное управление качеством - Методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству

Политика в области качества - Основные направления, цели и задачи организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Планирование качества - Деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству и применению элементов системы качества

Обеспечение качества - Все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые (если это требуется), необходимые для создания достаточной уверенности, что объект будет выполнять требования к качеству

Улучшение качества - Мероприятия, предпринимаемые повсюду в организации с целью повышения эффективности и результативности деятельности и процессов для получения выгоды, как для организации, так и для ее потребителей

Цель упр-ия кач-вом - обеспечение выпуска продукции, отвечающей заданным требованиям конкуренции на рынке при минимизации затрат, с

учетом интересов потребителя и требований безопасности и экологичности продукции

Задачи упр-ия качеством: 1) разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства

2) сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции

3) изучение национальных и международных требований к качеству

выпускаемой продукции

Принципы упр-ия качеством:

- системный подход к обеспечению качества продукции

- повышение уровня качества

- единство количества и качества продукции

- создание систем управления качеством продукции

- комплексность стандартизации и сертификации

- непрерывность и комплексность контроля

- экономическое стимулирование

Механизм управления качеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.

Под петлей качества в соответствии с международными стандартами ИСО понимают замкнутый в виде кольца жизненный цикл продукции.

Всеобщее управление качеством (TQM – Total Quality Management) – это нацеленный на качество и направленный на достижение долгосрочного успеха подход к руководству организацией, основанный на участии всех ее членов в удовлетворении требований потребителей с целью максимизации выгоды для организации и общества в целом.

Методы управления качеством представляют собой способы и приемы

осуществления управленческой деятельности, и воздействие на управляемые объекты для

достижения поставленных целей в области качества.

В практике управления качеством используются в основном:

 экономические,

 организационно-распорядительные (административные)

 социально-психологические методы,

 статистические методы контроля качества.

Экономические методы управления качеством (2) реализуются путем создания экономических условий, побуждающих работников и коллективы подразделений и организаций систематически повышать и обеспечивать необходимый уровень качества.

Организационно-распорядительные методы управления качеством

осуществляются посредством обязательных для исполнения директив, приказов и других предписаний, направленных на повышение и обеспечение необходимого уровня качества.

Социально-психологические методы управления качеством основаны на

использовании группы факторов, влияющих на управление протекающими в трудовых коллективах социально-психологическими процессами для достижения целей в области качества.

Статистические методы контроля качества продукции основаны на применении методов математической статистики к систематическому контролю за качеством изделий и состоянием технологического процесса с целью поддержания его устойчивости и обеспечения заданного уровня качества выпускаемой продукции. (диаграмма Исикавы, Парето).




double arrow
Сейчас читают про: