Изменение облика Петербурга определялось не только количественным ростом застроек, но и изменениями в типологии зданий и творческом методе архитекторов. По мере отхода от классицизма резко расширялся стилистический диапазон архитектурных решений фасадов. Выбор стиля становился в значительной мере частным делом заказчика и архитектора. Но правительство и административные власти продолжали следить за общим характером застройки улиц и площадей – за соблюдением красных линий и установленной высоты зданий (не выше карниза Зимнего дворца).
Завершение ансамбля Дворцовой площади.
· На Восточной стороне Дворцовой площади – построено Здание Штаба Гвардейского полка (Арх. А.П. Брюллов)
· В середине 1840х здание Главного штаба было удлинено в сторону Невского проспекта, к нему присоединился угловой участок. На этом участке возвели здание для Военно-Топографического депо Главного штаба- постклассицизм. (Арх. И. Д. Черник)
Новые здание появились и вблизи Дворцовой площади:
· Здание Императорского музеума (Новый Эмитаж) проект Лео фон Кленце, арх. Стасов и Ефимов
|
|
· Здание казармы для 1-го батальона и офицеров лейб-гвардии Преображенского полка. –Арх. В.П. Львов
Здания Нового Эрмитажа и казармы 1-го батальона Преображенского полка, фланкирующие Зимнюю канавку, образовали уравновешенную композицию, обладающую художественной цельностью. Микроансамбль, продолжающий градостроительные традиции эпохи классицизма, но решённый художественными средствами, отвечающими стилевым особенностям ранней эклектики: Музеум— стиль «неогрек», дополненный скульптурами, Здания казармы — предельная сдержанность классицистического декора.
Архитектурный ансамбль Марсова поля.
Служебный корпус Мраморного дворца, надстроенный и перестроенный А.П. Брюлловым удачно завершил северный фасад Марсова поля и сформировал западную сторону Суворовской площади. Мотив высоких пилястр, охватывающих 2 и 3 этажи усилил композиционную связь Служебного корпуса с Мраморным дворцом, а со стороны Суворовской площади пилястры размещены на фасаде попарно (обращение к традициям итальянского ренессанса.)
Постклассицизм как продолжение традиций ансамблевой застройки
Традиции ансамблевого мышления эпохи классицизма реализовывались гармоничным масштабным соотношением новых построек с окружающей средой и использование в декоре фасадов мотивов классицистического характера.
Примеры постклассицизма (помимо указанных выше Военно-топографич депо, казарм Преображенского полка и Служебного корпуса Мраморного дворца):
· Два жилых дома (фасад безордерный), примыкающих к ранее построенному зданию Евангелической лютеранской церкви Св. Марии на Большой Конюшенной улице. Арх. Г. Э.Боссе
|
|
· Аничков мост с группой скульптур «Укротители коней» (скульптор П.К. Клодт) – один из последних примеров высокого синтеза искусств, свойственных эпохе классицизма.
· Конногвардейский бульвар, связавший Сенатскую площадь с новой Благовещенской площадью (ныне площадь Труда)
Ансамбль Исаакиевской площади
В 1840-1850-х гг. сформировалась южная часть ансамбля. Архитектор А.И. Штакеншнейдер построил Мариинский дворец, замкнувший с юга пространство Исаакиевской площади. Одновременно со строительством дворца был расширен чугунный Синий мос т через Мойку. Следующий этапом было строительство двух зданий, расположенных по сторонам Мариинской площади (пространство пл. Исаакиевской и Мариинской с 1944г. именуется- Исаакиевской площадью). Здание, занявшее северо-восточную сторону площади, предназначалось для размещения 4-х департаментов Министерства государственных имуществ (фасад обработан пилястрами). Параллельно фасаду министерств разместилась резиденция самого министра (фасад обработан трёхчетвертными колоннами). Фланкирующие Исаакиевскую площадь дома министра и министерства, одинаковые по высоте и близки по композиционному решению фасадов, образуют уравновешенную, почти симметричную композицию. В центре Исаакиевской площади был сооружён памятник Николаю I, который органично вписался в пространство площади. Между памятником и собором устроили небольшой сквер трапецевидного плана.
Появление новой площади — Благовещения (ныне Труда)
Площадь возникла как предмостная на левом берегу Невы в связи с постройкой первого постоянного металлического моста через Неву – Благовещенского. Название площади и моста по имени церкви, посвящённой празднику Благовещения по проекту арх. К.А. Тона. (Церковь с пятью шатрами была снесена в 1929г.)
Дом В.А. Вонлярлярского - неоренессанс. Второй этаж выделяется высокими «брамантовыми окнами». Портик с 4-мя кариатидами, которые получили в архитектуре эклектики большое распространение. Арх. М.Д. Быковский.
Важную роль в формировании облика Благовещенской площади сыграл дворец князя Николая Николаевича (сына Николая I)- неоренессанс. Отодвинут в глубь квартала, перед ним небольшой сад, отделённый от площади чугунной оградой. Фасады обработаны поэтажно колоннами и пилястрами, в отделке – лепнина, разного рода филёнки, орнаментальные скульптурные вставки. Из-за измельчённости масштаба ордер и портик утрачивает героичность и мощь. Арх. А.И. Штакеншнейдер.
Благовещенский мост
Сооружен по проекту С.В. Кербедза. Имел 8 пролётов: 7 из них перекрывали арки. У правого берега Невы (Васильевский остров) разводной пролёт состоящий их 2-х самостоятельных крыльев, опиравшихся на прибрежный устой. На быке у разводного пролёта была поставлена часовня Св. Николая.(Арх. Штакеншнейдер).Одновременно с постройкой моста велись работы по сооружению гранитной набережной. На набережной, протянувшейся до Горного института были устроены 2 широкие гранитные лестницы (напротив Морского кадетского корпуса и напротив Горного института). В 1938 году мост заменили новым сооружением – мост Лейтенанта Шмидта, построенного с использованием опор Благовещенского моста.