Вопрос 42. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822)

Левицкий был родом из Малороссии и сынобразованного священника, не без успеха занимавшегося живописью и гравированием. Воспитывался он в Киевской Духовной академии. Юношей он попадает в ученики к Антропову (от него у него такая честная приверженность к правде изображения), приехавшему в Киев для расписывания Андреевского собора, и тот взял Левицкого по окончании работ в Петербург. Быстро развившись в мастерской Антропова, Левицкий так де брал уроки у Лагренё и ученого-перспективиста Валериани.

В раннем портрете архитектора и директора Академии художеств А. Ф. Кокоринова (1769, ГРМ, ил. 150) повторяется одна из самых традиционных портретных формул. Не передавая ни какой психологической задачи, потрет очень профессионально написан. Левицкий еще несколько односторонне характеризует человека, отмечая в лице, повороте головы, позе, главным образом, чувство собственного достоинства. За эту работу он удостоен звания академика.

В портретах 70-х годов активнее выражено стремление к раскрытию характера и материальности изображения. К высшим достижениям живописи всего XVIII века принадлежит известная серия из семи портретов — «Смольнянки» (1772—1776, ГРМ). созданная по заказу Екатерины II.Серия состоит из семи больших портретов в размере натуры. Портреты превращены Левицким в большие картины. Какие-либо сложные аксессуары в портретах отсутствуют. В отличие от многих парадных и «обстановочных» портретов в этих произведениях Левицкого главенствует не декоративное начало, а образ человека,. Во всем этом ощутимы целостность замысла портретной серии, единство стиля всех семи портретов. Институтки изображены во весь рост на фоне условного декоративного пейзажа или пышных занавесей, ниспадающих тяжелыми широкими складками. Этим приемом художник подчеркивает, что предметом изображения является здесь не реальная жизнь, а театр. В композиции всех портретов намеренно выбран несколько пониженный горизонт — художник показывает своих героинь с той же точки, с какой зритель из партера смотрит на сцену. В жеманной игре «благородных девиц» он увидел черты искренности и непосредственности. Левицкий совмещает театральность и естественность в образах девушек. Левицкий не льстит своим персонажам, не приукрашивает их некрасивых лиц и даже намеренно подчеркивает угловатую неловкость их движений.Парные изображения Ф. С. Ржевской и А. М. Давыдовой (1771—1772. ГРМ), Е. Н. Хрущевой и Е. Н. Хованской (1773. ГРМ), Н. С. Борщевой (1776. ГРМ), Е. И. Нелидовой (1773. ГРМ) и А. П. Левшиной (1775. ГРМ) явили новую для русского искусства разновидность жанра«портрет в роли». В портретах воспитанниц старшего возраста Е. Н. Молчановой (1776. ГРМ) и Г. И. Алымовой (1776. ГРМ) двойственность образа усиливается: каждая из них — конкретная личность и одновременно аллегория Науки и Музыки. В портрете Хованской и Хрущовой, изображенных в ролях пасторали, с особенной очевидностью выступают характерные черты замысла: зрителю ясно, что не актеры, а переодетые дети, занятые веселой игрой. Маленький пастушок, робко заигрывает с дамой, касаясь рукой ее подбородка; пастушка старательно и неумело повторяет кокетливую позу, которой ее учили. Портреты характеризуют так же материальная осязаемость тканей; рисунок отличается безупречной верностью и острой выразительностью. Но особенно значительны его колористические достижения.

В этих ранних его полотнах с очевидной наглядностью выступают реалистическая направленность, острая и меткая наблюдательность, стремление к правдивой жизненности образов. В более поздних портретах, быть может, яснее проявляются качества Левицкого-психолога.

Одновременно с первыми портретами смолянок Левицкий создает портреты П.А. Демидова (1773, ГТГ) и Дени Дидро (1773/ 74, Музей искусства и истории, Женева). В портрете П.А.Демидова Левицкий использовал некоторые приемы парадного портрета, но придал ему новый характер, совместив торжественность изображения с бытовыми мотивами. Здесь, как и во всех портретах присутствует аллегория воспитания, покровительства, взращивания. Выражена она луковицами растений, лейкой. Потрет прославляет частного человека, прославившего себя благотворительностью.

Совершенно иначе изображен Дени Дидро посетивший Петербург (1773-1774). Философ-материалист, просветитель-энциклопедист писатель и критик показан Левицким в очень простом, почти прозаическом портрете, прежде всего как незаурядный человек.

творческий путь Д. Г. Левицкого представляет несомненное движение к реализму. Эта тенденция становится особенно очевидно при сравнении двух портретов, — друга художника, архитектора, поэта, музыканта Николая Львова и его собственного автопортрета (1783. Челябинская картинная галере, — которые во многом нарочито перекликаются по композиции. Те же тенденции есть и в портретах директора Певческой капеллы М. Ф. Полторацкого (1780. ГРМ), М. А. Львовой-Дьяковой (1781. ГТГ).

У Левицкого после 1776 года, портреты особенно женские носят скорее камерный интимный характер, мазок в них энергично лепит объемы и передает фактуру (в отличие от официальных парадных портретов, где его живопись отличается плотностью, гладкостью). Портрет Дьяковой (1778, ГТГ) демонстрирует почти простонародное простодушие, крепость, цветущую полнокровность, упругость плоти, румянец здоровья, но без комизма, без театрального контраста. Здесь ее живость выводит портрет за рамки классического стиля.

Портрет Бакуниной (1782 год) Это хорошо знакомый по последующей литературе женский тип – русской барыни, живущей в имении, по – деревенски румяной и круглолицей, с двойным подбородком, неизменно гостеприимной, но может быть и грубоватой. Рыхлая дебеловатая барышня, помещица, горячая на руку, растрепанная, нерашливая, с покрасневшим носом и даже блестящим, это говорит о хлебосоольных обедах. Здесь есть легкая, но не злая ирония.

Вторая половина эпохи правления Екатерины 2 начинающаяся около 1779 года. Новое искусство империи, несмотря на масштаб, блеск и техническое совершенство, постепенно приобретает черты искусственности, холодности. В живописи после 1780 года возникает своеобразный салонный – частный, камерный, светский (главным образом дамский) портрет. Этот портрет утрачивает интерес к национальному, к характеру. Вместо сложных индивидуальных характеристик вновь социальные роли, Здесь подчеркнутая элегантность, холодность, фарфоровость.

К числу лучших произведений Левицкого этого периода принадлежит портрет Урсулы Мнишек (1782) Здесь – холодная аристократическая красота. По мнению Ковалевской Н.Н. «Левицкий показывает светскую даму, холодную и капризную, похожую на изящную фарфоровую куклу, глаза ее, прозрачные и зеленые, кажутся стеклянными


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: