Национальное направление в русской архитектуре второй трети 19 века. Творчество К. Тона

Предпосылки: В 1830 г сформулирована правительственная доктрина официальной народности Постройки Тона в русско-византийском стиле соответствовали идейно-эстетической концепции новой доктрины и высоко оценены Николаем 1. Ведущая роль в национальном направлении - церкви и соборы.

Первый этап – дореформенный период 1830 – 1850 г. ( Дореформенный период национального направления именуется еще «русско-византийским»)

Архитектор Константин Андреевич Тон. Сделал много памятников и в Москве (Храм Христа Спасителя) и Спб, и Красноярске, Воронеже, Ельце, Саратове, Томске и др. Он изучает средневековые памятники, делает сбор обмеров древних церквей. Тон строит и кубические здания и «кораблем» с притвором и колокольней, четыроехстолпные и бесстолпные. Шатровые колокольни, арки с висячими гирьками, арочно- колончатые пояса, килевидные закомары (отзвуки ранней московской и владимиро -суздальской школы) Включает и ордерные элементы, которые известны с 15 века. Архаизмы Тон преобразовывает. Так стены более тонкие, окна более большие, устраивает в церквях новейшее калориферное отопление, иногда изменяет объемно-планировочную структуру (Храм Христа Спасителя).

Язык архитектуры по сравнению с древними церквями стал правильнее и суше. Есть четкость, аккуратность, сделанность. Технически стало возможным делать идеальные линии, ровные поверхности.

(Исследование национального направления показывает, что в 1820 – 40 гг. наметилось 2 пути решения – национальной самобытности и идеи народности: 1)руссковизантийсий стиль; 2) «фольклоризирующее направление», которое проявляется в арх-ре изб «образцовых» деревень, трактиров, павильонах и дачных домиков. Русская изба становится важным типом русского зодчества, но Тон ни разу не вводит в церковную архитектуру черты простонародности, т.к. она носит все же частный характер. Этот принцип функционального назначения постройки станет важным для нового творческого метода – эклектики. Русско-византийский стиль и фольклоризирующее направление, наряду с неоготикой и разными стилизациями на тему Востока, являли переход от единообразия классицизма к «многостилью» эклектики.)

Храмы Санкт Петербурга (арх.Тон):

(Выпускник Академии художеств Тон в ранних произведениях отдает дань позднему классицизму - пристань со сфинксами и новые интерьеры Академии.)

В 1830 г. К. А Тон сделал проект церкви Св. Екатерины (у Обводного канала) она стала началом «национального» направления. («русско-византийский стиль»). Церковь Тона напоминала памятники раннемосковской архитектуры (в плане почти квадрат, с закомарами, венчающими трехчастный фасад, пять луковичных глав, основание барабанов окружены венцом кокошников). В советское время храм разобрали, на его месте построен кинотеатр Москва

Введенский собор Санкт-Петербурга. Самая крупная работа Константина Тона в СПб. По композиции близка к храму Христа Спасителя в Москве. Начало в 1836 г. Первоначально была церковь деревянная, но маловата и мешала строительству Царскосельской ж/д. На противоположной стороне Загородного проспекта решили поставить новую. В постройке элементы арх. 15 -16 веков рус. зодчества- пятиглавие, луковичные главки, кокошники, тонкие колонки, членящиеся фасады и классицизм – нерасчлененность гладко оштукатуренных стен, колонны подкупольных барабанов, горизонтальное аттиковое завершения основного куба храма. На литографии с несохранившейся акварели Шарлеманя можно увидеть старый Царскосельский вокзал – арх Тон (1849 – 1852 г), до Тоновской постройки стоял деревянный вокзал. (А теперь стоит Витебский вокзал в стиле модерн.) 8 марта1932 года по решению Леноблисполкома собор был закрыт. В 1933 году разрушен. 1 июня 2003 года на месте церкви был установлен памятный знак.

Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (18431849г) — снесённая в 1929 году на площади Труда. Полковой храм Конногвардейского полка. Трёхпрестольный пятишатровый храм. В плане храм вид продолговатого креста с полуциркульным алтарем. Как и в некоторых русских церквях, каждый угол здания был обработан тремя колоннами, собранными в пучок. В то же время стилизованные шатры и кокошники, украшавшие здание, соединились с ренессансными мотивами в оформлении фронтонов. Церковь была закрыта и снесена в 1929 году, так как якобы «стесняла трамвайное движение». Ныне её место пустует

Церковь во имя Святого Мученика Мирония 1849 - 1855— пятишатровый полковой храмЕгерского лейб-гвардии полка, стоявший до 1934 года на набережной Обводного канала в Петербурге. (там где царскосельская железная дорога пересекает Обводный канал). Храм напоминал Благовещенскую церковь конного полка, главным отличием от которого являлась колокольня высотой 70 метров. Здание было решено в стиле московских церквей XVII в: пятикупольный храм был соединен через трапезную с высокой трехъярусной колокольней. Завершался храм шатрами, которые венчались луковками и крестами Храм был способен разместить до 3000 человек.

Царскосельский Екатерининский собор в Пушкине был заложен в 1835 году. Храм пятикупольный, квадратный в плане, четырехстолпный. Главным акцентом композиции служат килевидные закомары с рельефами. 1939 года собор святой Екатерины был взорван. С 2007 года началась реконструкция памятника.

Со́бор Свя́тых Петра́ и Па́вла — ныне не существующий православный храм в Петергофе. В 1930 года снесен. Проект храма послужил основой проекта Царскосельского Екатерининского HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD)"собора. Колокольня не была построена; колокола же помещались в арке над входом. В закомарах находились барельефы. 1890 году, после реконструкции собора, был устроен придел Вознесения Господня

Храм Спаса Преображения Господня Гренадерского полка (на Аптекарском острове)в 1841 построена. Бесстолпный (бесстолпные пятиглавые храмы характерны для русского зодчества 17 в), со сводом, украшенным лепной отделкой. С древней композицией Тон соединяет классически детали фасада – коринфские колонны, сгруппированные по две и собранные на углах пучками. Церковь искажена переделками. Она обезглавлена; появились фигурные аттики; изменено оформление западного входа, а северный и южный входы исчезли; нет больше барельефов. Внутри храм разделен на три этажа. В то же время внутри сохранилась лепная отделка свода

Храмы Москвы:

В 1830 годах (почти одновременно со строительством церкви св. Екатерины) сторительство Кафедра́льного собо́ра храма Христа́ Спаси́теля в Москве Посвящен воинам, погибшим во время войны с Наполеоном. Построен на Волхонке. Начат 1839 году, освящён — 26 мая 1883 года. Здесь сходство с могучими кремлевскими образами. Пятиглавый собор, храм в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах. Входы - открытые лоджии-галереи, позже «заложенные» массивными дверьми и остеклением, это исказило изначальный замысел автора, соединившего в архитектуре русские и отдалённые мотивы итальянского возрождения. Храм взорван и снова восстановлен. Кроме того с 139 года по 1851 год Тоном ведется возведение Кремлевского комплекса и оружейной палаты. Очень короткий срок, учитывая масштаб залов и более 700 помещений

Второй этап. В последней трети 19 в в архитектуре начинают сосуществовать 2 стиля – русский и византийский.Византийский стиль развивает ученик Тона Д.И. Гримм.

Николаевский вокзал жд Петербург – Москва 1844- 1851 Вокзал в Спб проектировал Тон и Желязевич. Первоначально станцию назвали Николаевским вокзалом, равно как и саму железную дорогу Николаевской, теперь - Московский. Фасад здания выполнен в стиле ренессанс. В его облике архитектор использовал мотивы ратушей западноевропейских городов. Башня с часами -Тон не ставит здесь задачи сделать здание в русском стиле, так как понимает, что вокзал оказался в центре классического Спб.

Кроме того работают другие архитекторы: Выстроено небольшое количество частных домов, в большей или меньшей степени воспроизводивших структуру и декор крестьянской избы (Никольский домик в Петергофе 1835 г, построенный для Николая I А. Штакеншнейдером, жилой домик историка М.П. Погодина в Москве 1856 год («погодинская изба» арх.Н. Никитин и др.) Композиция памятника на Куликовском поле в честь победы русского воинства над Татарским ханом Мамаем в 1380 арх. А. Брюллов))


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: