Факторы влияния на процесс принятия управленческого решения

Управленческое решение – творческий акт субъекта управления, определяющего программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знаний объективных законов, функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

Факторы влияния на процесс управленческого решения:

1. Факторы внешней среды (определяют риски и ограничения):

· политические;

· экономические;

· географические;

· социальные;

· законодательство;

· уровень конкуренции на рынке;

· наличие инфраструктуры;

· качество кадрового и ресурсного потенциала;

· поставщики и конкуренты.

2. Факторы внутренней среды:

· ресурсный и кадровый потенциал

· соответствие организационной структуры компании

· наличие эффективной действующей системы контроля и мотивации.

3. Фактор времени, учитывающийся при принятии управленческого решения для обеспечения сопоставимости рассматриваемых альтернатив, производится с помощью коэффициента накопления (приведение прошлых затрат к будущему периоду будущих затрат).

4. Фактор информационной достаточности. Наличие полной и своевременной достоверной информации влияет на качество принятия решения. Способы формирования информационного поля для принятия управленческих решений: • Анализ официальных документов • Анализ законодательства, • Анализ публикаций в СМИ • Анализ внутренних документов и отчетов.

Способы обеспечения достоверности информации: • Использование достоверных источников, • Проверка путем сравнения данных, полученных из разных источников, • Внедрение собственных источников в соответвующие структуры.

5. Фактор риска. Снижение риска:

· страхование;

· формирование резервных фондов;

· закрепление договорных отношений передачи и разделения рисков;

· хеджирование.

6. Взаимозависимость (непрерывность процесса управления)

7. Личностные характеристики (особенности руководителя).

62.Целеполагание. Требование, предъявляемые к целям

Целеполагание – как вид деятельности связан с постановкой цели развития объекта и программы ее достижения. Содержанием основополагающей общей функции управления «целеполагание» являются работы, которые должны выполнить субъекты управления. Целеполагание как функция управления определяет содержание всех остальных функций управления организацией, является их объединяющим стержнем и реализуется во всех сферах социального управления. Целеполагание лежит в основе системного подхода.

В основе целеполагания - познание объективных закономерностей развития общества. Эти закономерности - источник целей, вырабатываемых людьми, и чем точнее цели отражают требования закономерностей происходящих в обществе процессов и тенденций их изменения, тем эффективнее человеческая деятельность.

Процесс целеполагания рассматривается, прежде всего, как деятельность по выявлению и анализу потребностей управляемого объекта в продукции, услугах, образовательном, интеллектуальном или информационном продукте с учетом реальных возможностей их наиболее полного удовлетворения.

Сущность целей. Требования, предъявляемые к целям

Цель – это конечное состояние, желаемый результат, который намечается получить в пределах некоторого интервала времени в процессе деятельности любой организации. Цели отражают потребности, интересы, стремления, проблемы, обусловленные совокупностью условий жизни человека, коллектива, предприятия, общества.

Цель – это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Цели – это эталоны, критерии.

Процесс осознания и формулирования цели организованной системы называется целеполаганием. Установление цели системы – исходный пункт процесса управления.

Цели в управленческой деятельности выполняют уникальную роль, которая проявляется в следующем:

· цели являются системообразующим элементом, отражая философию организации, концепцию его деятельности и развития;

· цели акцентируют внимание руководства и всего персонала на самых значимых и существенных факторах уменьшают неопределенность текущей деятельности;

· цели объединяют всех членов организации, являются едиными установками деятельности, развивая энтузиазм работающих;

· выступают своеобразными критериями эффективности функционирования предприятия, по степени достижения которых производится оценка результатов работы предприятия.

Первым шагом в планировании является разработка целей и задач, соответствующих общим целям и результатам, которые во всех планах и работах должны быть указаны. Постановка общих целей – это функция высшего уровня менеджмента. Менеджеры всех уровней должны быть информированы об основных целях предприятия, организации на предстоящий период деятельности.

Цель и задачи организации. Цель организации лежит за пределами самой организации. Цель должна находиться в общественном окружении, потому что организация есть орган общества. Решающее значение для организации имеет то, что считает ценностью для себя и приобретает покупатель. Покупатель, т.о., есть фундамент организации, дает ему работу и поддерживает его существование. Чтобы удовлетворить желания и нужды потребителя, общество доверяет ресурсы деловой организации.

Функции целей:

1. Отражают общую идею создания, предназначения и развития предприятия; определяют направления хозяйственной и иной деятельности.

2. Показывают обществу необходимость и законность работы предприятия.

3. Являются исходной точкой планирования и выработки решений; предопределяют характер действий.

4. Позволяют определить результат деятельности.

5. Определяют структуру предприятия; показывают значение подразделений, служб, отделов.

6. Определяют организационные отношения, мотивацию и контроль.

7. Концентрируют силы и средства на определенных направлениях.

8. Уменьшают неопределенность текущей деятельности.

9. Сплачивают персонал предприятия.

10. Создают критерии оценки результатов деятельности, морального и материального поощрения.

Направленность целей:

· величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т.д.;

· положение на рынке – доля рынка, объем продаж, ценообразование и т.д.;

· производительность, материалоемкость, фондоемкость, фондоотдача и т.д.;

· финансовые ресурсы – оборотный капитал, движение денег, кредит и т.д.;

· разработка, производство продукта (услуги), обновление технологии и т.д.;

· изменения в организации и управлении фирмой;

· работа с кадрами, с поставщиками, с покупателями и т.д.;

· оказание помощи обществу, благотворительность.

Требования, предъявляемые к целям. Цели предприятия обязаны совершенно четко определять будущую позицию данного предприятия и относиться к таким аспектам, как:

· обеспечение получения высокой прибыли, поддержание рентабельности предприятия, обеспечение финансовой ликвидности, обеспечение безопасности труда и развития коллектива предприятия;

· отражение конкретных сфер деятельности предприятия. В этом случае цели предприятия должны быть сформулированы таким образом, чтобы они допускали измеримость, и должны относиться к достаточно длительному промежутку времени (например, «увеличить объем продаж продукта Х в течение 2-х лет»). После того как цели определены, производится их дальнейшая детализация, которая в конечном итоге ведет к формулированию задач, планов и бюджетов для отдельных организационных подразделений данного предприятия.

К целям организации предъявляют следующие требования:

1. Конкретность и измеримость, т.е. цели должны быть качественно и количественно определенными (например, снизить текучесть кадров на 10% в год).

2. Реальность и достижимость, т.е. устанавливаются так, чтобы не превышали возможности организации и были достижимыми в данных условиях.

3. Гибкость, т.е. способность к трансформации в связи с меняющимися обстоятельствами.

4. Проверяемость – позволяет контролировать их достижение.

5. Прозрачность и однозначность - цели, способ их достижения и принципы управления по целям должны быть известны каждому исполнителю м партнерам по бизнесу, сформулированы письменно и утверждены высшим руководителем.

6. Ориентированными во времени - в первую очередь формулируют долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных. Например, долгосрочная цель в отношении производительности может формулироваться так: «увеличить общую производительность на 25% за 5 лет». В соответствии с этим руководство установит среднесрочные цели повышения производительности в 10% за 2 года.

7. Стимулировать активные действия по их достижению, т.е. должны быть связаны с вознаграждением.

8. Взаимно поддерживающими – действия и решения, необходимые для достижения одной цели не должны мешать достижению других целей. Невозможность сделать цели взаимно поддерживающими ведет к возникновению конфликта между подразделениями организации, которые отвечают за достижение установленных целей.

Если не соблюдается это требование, цели могут конфликтовать.

Различают внешний, внутренний и временной конфликты целей.

Внешний конфликт – столкновение интересов продавца и покупателя (например, при установлении размеров партии поставок, цен и количества выпускаемых типоразмеров продукции.)

Внутренний конфликт – столкновение интересов подразделений (например, противоречие повышения загрузки оборудования и повышения его надежности; или сокращение оборотных фондов и сокращение производственного цикла)

Временной конфликт – столкновение интересов текущего и перспективного периодов.

9. Детализированы по всем структурным подразделениям. К ак правило, эти области одни и те же для всех организаций (производство, маркетинг, финансы, инновации, персонал, менеджмент). Цели же в этих областях зависят от конкретной стратегии.

10.. Операциональность целей -Цели должны преобразоваться в конкретные задачи, рабочие задания. Они должны быть пригодными в качестве базиса и мотивации для исполнения.

11. Нацеленность на концентрацию ресурсов и усилий. Среди многочисленных целей необходимо выбирать фундаментальные с тем, чтобы сосредоточить для их выполнения имеющиеся ресурсы.

12. Множественность целей. Организации призваны решать большое количество проблем. Следовательно, целью может быть не только получение прибыли, но и накопление средств, необходимых для продолжения деятельности организации, предоставление возможности сотрудникам реализовать себя, достижение передовых позиций на рынке.

Изменение целей организации может происходить под влиянием масштабов производства, факторов внешней среды, развития техники и технологии, новых лидеров.

Цели задаются с учетом: объема работ, сроков, ресурсов и резервов, возможностей кадров.

Эффективность достижения целей может быть:

· потенциальной – если она определена еще до начала самой деятельности;

· реальной – зависит от степени достижения самих целей, т.е. от полученных на практике результатов.

Это достижение такой ступени эффективности, когда члены организации отождествляют цели организации с собственными как с профессиональной, так и с моральной точки зрения возможно при управлении по целям.

Эффективность функционирования системы – это численная характеристика степени достижения цели, решения поставленных задач. Она измеряется с помощью одного или нескольких показателей. Показатели, которые используются для принятия каких-либо решений, формирования выводов называются критериальными (целевыми) функциями или критериями.

Классификация целей

Иерархия целей. Цели имеют иерархию. Прежде чем говорить о целях предприятия, следует остановиться на целях государства.

Наиболее общими государственными целями являются:

1. высокая степень занятости граждан;

2. постоянный рост экономики;

3. стабильность цен;

4. внешнеэкономическое равновесие;

5. охрана окружающей среды.

Предприятие можно и следует рассматривать как средство достижения общегосударственных целей. Предприятие позволяет людям выполнить коллективно то, что они не могли бы выполнить индивидуально. Задача руководителя состоит в том, чтобы сделать достижение целей своего предприятия личным делом каждого работающего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: