Разработка и принятие управленческих решений в органах государственного и муниципального управления

Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Муниципальное управление выступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории.

Разработка и принятие управленческих решений в органах гос. и муниц. управления:

1 этап. Подготовка проекта решений. Занимается то подразделение, в обязанности которого в соответствии с Положением входит решение данных вопросов. Проект решения может быть подготовлен инициативно в связи с возникновением проблемы, расширением круга задач, в зависимости от ситуации когда требуется принять то или иное решение. Состав проекта решения: - описание цели, - описание результатов, - перечень всех информационных источников, - все отчеты, связанные с обоснованием решения, - список комитетов, подразделений и лиц для согласования, - ссылки на предыдущие документы.

2 этап. Согласование проекта решения. Цель согласования – подтвердить целесообразность принятия решения. Субъекты согласования: обязательное юридическое согласование с исполнителями, с комитетами, деятельность которых затрагивается в принятии решений и также с руководителями подразделений. Согласование – визирующая подпись. В случае несогласия прилагается перечень замечаний. Срок согласования устанавливается регламентом органа ГМУ (2-3 дня).

3 этап. Рассмотрение проекта лицом принимающее решение. Если нетто доработка по замечаниям. Лицо принимающее решение имеет право отклонить проект или потребовать доработки. Если решение принимается коллегиально, то требуется протокол.

4 этап. Подписание решения.

5 этап. Доведение решения до исполнителей и заинтересованных лиц. Подписанное решение рассылается исполнительным и организационным лицам и иным заинтересованным лицам. Один экземпляр отправляется в архив.

6 этап. Составление плана – определяются сроки и формы контроля.

7 этап. Контроль исполнения решения. Требование к исполнению решений: законность, эффективность, критерии оптимальности, четкие и ясные формулировки, адресность решения, решения должны быть реальные для исполнения, решения должны быть связаны с предыдущими решениями.

Требование к исполнению решений: законность, эффективность, критерии оптимальности, четкие и ясные формулировки, адресность решения, решения должны быть реальные для исполнения, решения должны быть связаны с предыдущими решениями.

Требования, предъявляемые к решениям в сфере государственного и муниципального управления

Одним из важнейших элементов процесса управления муниципальным образованием, с помощью которого обеспечивается взаимодействие управляемых и управляющих, является принятие и исполнение решений. Управленческое решение составляет главное средство управляющего воздействия, с помощью которого обеспечивается нормальное функционирование управляемых систем. Принятие решения представляет собой процесс, начинающийся с возникновения проблемной ситуации и заканчивающийся выбором решения, т.е. действием по устранению проблемной ситуации.

Основными требованиями к управленческим решениям являются:

- своевременность;

- обоснованность;

- директивность (обязательность исполнения);

- адресность;

- непротиворечивость (согласованность с ранее принятыми решениями);

- правомочность.

Решение проблем, как и управление — процесс, так как речь идет о нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов. Руководитель заботится не столько о решении как таковом, сколько обо всем, связанном с ним и проистекающим из него. Для решения проблем требуются не единичные решения, а совокупность выборов.

Первый шаг к решению проблемы — ее выявление. Полностью определить проблему зачастую трудно, поскольку все части организации взаимосвязаны. В крупной организации могут быть сотни взаимосвязей. Некоторые общие признаки возникновения проблемы в организации — уменьшение производительности, качества, увеличение издержек, многочисленные конфликты и большая текучесть кадров.

Обычно несколько признаков дополняют друг друга. Их выявление помогает определить проблему в общем виде. Это способствует также сокращению числа факторов, которые следует учитывать применительно к управлению. Как правило, целесообразно избегать немедленного действия для устранения симптома, к чему склонны многие руководители. Предварительно необходимо глубоко проникнуть в суть для выявления причин неэффективности.

Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю информацию. Увеличение количества информации не обязательно повышает качество решения. Важно видеть различия между нужной и неуместной информацией и уметь одну отделять от другой.

Получить исчерпывающую точную информацию по проблеме может быть непросто. Следует учитывать, что психологические факторы часто несколько искажают информацию. Если работники считают, что руководство склонно видеть причину неприятностей в них, они сознательно или нет представят информацию, более благоприятно освещающую их позиции. Если руководитель не поощряет откровенность, работники могут просто сообщать только то, что желает услышать их начальник.

Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет в том, что именно можно сделать. Многие возможные решения проблем организации не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы — такие, как законы, которые руководитель не властен изменить.

Ограничения корректирующих действий сужают возможности в принятии решений. Перед тем как переходить к следующему этапу процесса принятия решения, руководитель должен беспристрастно определить суть ограничений и только потом выявлять альтернативы. Если этого не сделать, может быть выбрано нереалистичное направление действий.

Требования, предъявляемые к решениям в ГОС и муниципальном управлении

Управленческое решение:

1) важнейший вид управленческого труда, а также совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, которые обеспечивают реализацию управленческих зада;

2) творческое, волевое действие субъекта управления, которое основывается на знании объективных законов в сфере функционирования управляемой системы и анализа информации об её функционировании.

Данное действие заключается в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива в сфере разрешения проблемы или в сфере изменения цели.

Управленческим называется решение, которое разрабатывается для социальной системы.

Оно направлено на следующие аспекты:

  • стратегическое планирование;
  • управление управленческой деятельностью;
  • управление человеческими ресурсами, такими как: производительность, активизация знаний и умений;
  • менеджмент деятельности в области производства и обслуживания;
  • обеспечение формирования системы управления компании;
  • управленческое консультирование;
  • менеджмент внутренних и внешних коммуникаций.

Управленческие решения классифицируются:

  • по степени распространённости проблемы;
  • актуальности цели;
  • сфере воздействия;
  • сроку реализации;
  • прогнозируемым последствиям;
  • характеру использованной информации;
  • методике в области разработки решения;
  • количеству критериев выбора;
  • форме принятия решений;
  • методу фиксации конечного результата.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям:

  • Научная обоснованность;
  • Непротиворечивость;
  • Своевременность;
  • Адаптивность;
  • Реальность.

Условия, при которых вырабатываются качественные управленческие решения:

  • использование при их разработке научных подходов в области менеджмента;
  • предварительный анализ в сфере влияния экономических законов на эффективный аспект конкретного управленческого решения;
  • обеспечение процесса информирования лица, которое принимает управленческое решение, необходимыми, проверенными данными;
  • организация применения методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого конкретного управленческого решения;
  • осуществление структуризации проблемы и дальнейшее построение дерева целей;
  • обеспечение возможности в плане сравнимости вариантов решений;
  • предоставление вариантности решений;
  • обоснованность принимаемого решения с точки зрения правового процесса;
  • обеспечение автоматизации процесса по сбору и обработке информации, а также процесса по разработке и реализации принимаемого решения;
  • механизм разработки и функционирования системы по обеспечению ответственности, а также мотивации качественного и эффективного решения;
  • обеспечение функционирования механизма реализации принимаемого решения.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: