В региональной науке доказано, что пространственное неравенство возникает как объективное следствие концентрации конкурентных преимуществ в одних территориях и их отсутствия или дефицита в других.
В «новой экономической географии» выделяются преимущества «первой природы» (богатые природные ресурсы, выгодное географическое положение) и преимущества «второй природы», связанные с деятельностью государства и общества (агломерационный эффект, высокий человеческий капитал, лучшая институциональная среда).
Смена ведущих центров экономического роста – дело долгосрочное. Есть более быстрые процессы, например расширение влияния более развитых территорий на соседние, менее развитые. Это типично для крупных агломераций (в России примером может служить Московская столичная агломерация). А вот влияние богатых сырьевых регионов на соседей минимально. Например, нефтегазодобывающий Ханты-Мансийский автономный округ питает разве что «материнскую» Тюменскую область, в которую перечисляет часть налогов.
|
|
В современной России очевидно «работают» три преимущества:
1) агломерационный эффект, который дает экономию за счет снижения транспортных издержек, большего выбора работников и рабочих мест на рынке труда, более интенсивного использования инфраструктуры и т. д.;
2) обеспеченность сырьевыми ресурсами, которые востребованы на мировом рынке;
3) выгодное положение на основных путях мировой торговли, главным образом приморское.
Эти преимущества проявляются в опережающем росте территорий, которые ими обладают (крупнейшие агломерации федеральных городов, нефтегазовые и металлургические регионы, а с 2000-х годов – южные и западные приморские регионы). Если страна заинтересована в экономическом росте, она должна поддерживать те регионы, которые обладают конкурентными преимуществами. Бизнес тоже активней всего инвестирует в такие территории, поскольку это позволяет снижать издержки. В результате экономическое неравенство регионов растет, и это не злой умысел, а обусловленный объективными факторами процесс.
Российский опыт показывает, что масштабная финансовая помощь формирует в регионах зависимую дотационную экономику, представленную в основном сектором бюджетных услуг. Примерами могут служить республики Тыва и Ингушетия, а также почти все слаборазвитые автономные округа (ныне объединенные с материнскими регионами), где доля нерыночных услуг государства достигала 60–75% валового регионального продукта (ВРП). Но даже при столь масштабной федеральной поддержке выравнивания здесь не происходит, что подтверждается расчетами Независимого института социальной политики. Внутренних ресурсов для развития у слабых регионов как не было, так и нет.
|
|
Лидерами по душевому ВРП были и остаются три нефтегазодобывающих автономных округа – Ханты-Мансийский, Ненецкий и Ямало-Ненецкий. Следом за «кормильцами» страны идет Москва, где душевой ВРП в 1,8–1,9 раза выше среднего по стране (с корректировкой на ценовые различия, без которой отрыв был бы еще больше). Остальные 10–12 относительно развитых регионов страны имеют показатели, близкие к среднероссийским или не намного выше.
Факторы, обеспечивающие экономический рост:
- Количество и качество природных ресурсов
-Трудовые ресурсы
-Капитал
-Технический прогресс
-Инвестиции