Основные показатели социально- экономического развития России

Тенденции и темпы социально-экономического развития, как Российской Федерации, так и ее субъектов зависят от большого количества факторов (показателей). Официальная статистика приводит данные более чем по 100 показателям. Одни из которых оказывают весьма значительное влияние на уровень жизни населения и социально-экономическую сферу (такие, например, как «Валовой региональный продукт», «Доходы и Расходы консолидированных бюджетов», «Инвестиции в основной капитал», «Среднедушевые денежные доходы», «Уровень безработицы» и т.п.) и воспринимаются как основные показатели, практически в целом определяющие достигнутый уровень социально-экономического развития; другие же влияют не столь прямо и чувствительно (такие, например, как «Число посещений музеев», «Площади сельхозугодий и пашни», «Число амбулаторно-поликлинических учреждений», «Выпуск специалистов из высших и средних учебных заведений» и т.п.), поэтому в оценках достигнутого уровня социально-экономического развития эти показатели отбрасываются далеко на задний план или вообще не учитываются.

Основными принципами при проведении комплексной оценки уровня социально-экономического развития региона были названы:

· комплексность оценки, обеспечивающая учет всех важнейших составляющих показателей уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

· системность оценки, предполагающая учет взаимосвязей базовых показателей и характеристик регионального развития;

· достоверность исходных данных при выборе базовых показателей регионального развития;

· соответствие системы индикаторов задачам ежегодного анализа и прогнозирования экономического и социального развития регионов;

· максимальная информативность результатов оценки уровня развития регионов, обеспечивающая возможность принятия оптимальных решений на федеральном и региональном уровнях государственного управления;

· сочетание общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по решению важнейших экономических и социальных проблем.

Базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации по официальной методике, являются:

Валовой региональный продукт на душу населения; Объем инвестиций в основной капитал на душу населения; Объем внешнеторгового оборота на душу населения; Финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения; Доля среднесписочной численности работников, занятых в малых предприятиях; Уровень зарегистрированной безработицы; Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума; Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов) в общей численности населения; Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения; Основные фонды отраслей экономики на душу населения; Коэффициент плотности автомобильных дорог; Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов:

· обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями;

· выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями;

· обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями;

· обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом.

В настоящий время большинство статических показателей не сопоставимы с полномочиями органов государственной власти в социально-экономической сфере, то есть на их основе нельзя судить о влиянии конкретных полномочии и их совокупности на социально-экономическое развитие субъекта Федерации. Таким образом, объективно оценить имеющуюся модель разграничения компетенции в социально-экономической сфере между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов РФ невозможно. Можно строить предположения и догадки о том, как влияет наличие или отсутствие того или иного полномочия у конкретного органа государственной власти на социально-экономическое развитие конкретного субъекта РФ. Между тем не вызывает сомнения тот факт, что наличие или отсутствие определенных полномочий в социально-экономической сфере у органов государственной власти РФ или органов государственной власти субъектов РФ будет воздействовать на социально-экономическом развитии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: