Характеристика трёх основных стадий прогнозного исследования, роль, назначение и специфика исследования на каждой стадии

Процесс разработки прогноза включает несколько этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи. Механизм разработки прогнозов может быть различен в зависимости от природы объекта прогнозирования, определяется целями и задачами исследования, а также имеющимися возможностями (материальными, техническими, временными, методическими) самого исследователя.

Типовая методика прогнозирования содержит в основном следующие этапы: –методологический; –определение научной или практической проблемы, для решения которой проводится исследование, и ее места в системе исследований по данной проблематике; формулировка общей цели и необходимых для ее достижения конкретных задач исследования; –методический;

– выделение критериев требований к использованию методов измерения;

–упорядочение методических средств и процедур в соответствии с поставленными задачами; –определение общего логического плана исследования;

–организационный; –осуществление совместной деятельности членов исследования экспертной группы в целях рационального распределения труда и контроля.

Нормативные требования к разработке программы исследования: – нацеленность логического анализа на конечные результаты исследования и их практическую реализацию;– использование опыта проведенных исследований, имеющейся информации, фактического материала, относящихся к разрабатываемой проблеме;– обоснование всех элементов и процедур исследования, их целостности и концептуального единства;– гибкость положений, допускающая возможность их анализа, уточнения и конкретизации на последующих этапах.

Методика прогнозирования содержит ряд этапов:

Ретроспекция – этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания. На этой стадии происходит сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для прогнозирования, оптимизация как состава источников, так и методов измерения, окончательное формирование структуры и состава характеристик объекта прогнозирования.

Диагноз – это такой этап прогнозирования, на котором исследуется систематизированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тенденции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования.

Проспекция – этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности прогноза (верификация), а также реализация цели прогноза путем объединения конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (синтез).

98. Государственное и муниципальное планирование и прогнозирование, документальное выражение составляющих их элементов.

Выделяется государственное директивное и индикативное планирование. Директивное планирование предполагает обязательность и ответственность соответствующих субъектов за выполнение плановых показателей. Индикативное планирование предполагает установление в плане определенных показателей (например, характеризующих динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения) с целью достижения пропорциональности и планомерности развития экономики или ее отдельных частей.

Правовая основа государственного прогнозирования – ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ». К нормативным документам, регулирующим вопросы гос. прогнозирования и планирования относятся:

1. Конституция РФ – основа;

2. Федеральный закон от 13 декабря 1994 «О поставках продукции для федеральных гос. нужд» – определение целей задач и источников финансирования федеральных целевых программ»

3. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных гос. нужд» – определяет порядок, сроки и условия реализации и разработки федеральных целевых программ;

4. Бюджетный кодекс РФ – определяет источники финансирования федеральных целевых программ.

Федеральный закон определяет 6 основных статей:

1. Основные понятия;

2. Система гос. прогнозов (определяет принцип системности);

3. О долгосрочных прогнозах (20 лет с изменениями каждые 4 года);

4. О среднесрочных прогнозах (4 года с погодовой разбивкой);

5. О краткосрочных прогнозах (1 год с поквартальной разбивкой);

6. Заключительные положения.

Гос. прогнозы соц.-экон. развития – научно обоснованная, сбалансированная система ожидаемых в перспективе показателей соц.-экон., научно-технического, экологического и внешнеэкономического развития. Гос. прогнозирование соц.-экон. развития является деятельностью федеральных органов законодательной и исполнительной власти по разработке, утверждению и корректировке гос. прогнозов соц.-экон. развития, их использованию в управлении развитием экономики. Результаты гос. прогнозирования соц.-экон. развития РФ используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решении в области соц.-экон. политики государства.

99. Правовые основы государственного прогнозирования и планирования в Российской Федерации.

Правовая основа государственного прогнозирования – ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ». К нормативным документам, регулирующим вопросы гос. прогнозирования и планирования относятся:

1. Конституция РФ – основа;

2. Федеральный закон от 13 декабря 1994 «О поставках продукции для федеральных гос. нужд» – определение целей задач и источников финансирования федеральных целевых программ»

3. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных гос. нужд» – определяет порядок, сроки и условия реализации и разработки федеральных целевых программ;

4. Бюджетный кодекс РФ – определяет источники финансирования федеральных целевых программ.

Федеральный закон определяет 6 основных статей:

1. Основные понятия;

2. Система гос. прогнозов (определяет принцип системности);

3. О долгосрочных прогнозах (20 лет с изменениями каждые 4 года);

4. О среднесрочных прогнозах (4 года с погодовой разбивкой);

5. О краткосрочных прогнозах (1 год с поквартальной разбивкой);

6. Заключительные положения.

Гос. прогнозы соц.-экон. развития – научно обоснованная, сбалансированная система ожидаемых в перспективе показателей соц.-экон., научно-технического, экологического и внешнеэкономического развития. Гос. прогнозирование соц.-экон. развития является деятельностью федеральных органов законодательной и исполнительной власти по разработке, утверждению и корректировке гос. прогнозов соц.-экон. развития, их использованию в управлении развитием экономики.

Концепция соц.-экон. развития – система стратегических целей и приоритетов соц.-экон. развития на долгосрочную перспективу, важнейших мер, направленных на их достижение и реализацию.

Правительство обеспечивает разработку государственных прогнозов.

Прогнозы соц.-экон. развития разрабатываются в целом по РФ, по государственному сектору экономики, по межотраслевым комплексам, по отраслям экономики и по субъектам. Прогнозы основываются на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, соц., а также отраслевых, региональных и других прогнозов. Прогнозы соц.-экон. развития подлежат опубликованию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: