Далее коротенько, чтобы было понятно, о каких концепциях шла речь в начале

Информационное общество – термин, применяемый для обозначе­ния современного состояния индустриально развитых стран, связан­ного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятель­ности, качественно новым уровнем (размахом) производства, перера­ботки и распространения информации.

В последней трети ХХ века новая технологическая револю­ция, всеобщая компьютеризация, информатизация общества, интеллектуализация хозяйства создают принципиально новую общественную ситуацию.

Переосмысление социальных изменений, подступы к смене методологической парадигмы в теории общества стали наблюдаться в конце 60-х – начале 70-х годов. Теории информационного общества делят на две группы. Одна группа включает теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма и непосредственно из них выходят. С этими теориями связаны имена Д.Белла, А.Турена и др. Они представляют собой как бы первую стадию развития теории информационного общества.

Вторая группа – концептуальные схемы О.Тоффлера, Р.Дарендорфа, Ф.Феррароти, а также скорректированная теория Д.Белла.

В концепция информационного общества отмечается, что такое общество являет собой особую стадию в историческом развитии. Существует два подхода, по-разному трактующие историческое место информационного общества. Первый подход, выраженный Ю.Хабермасом, Э.Гидденсом, рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества. Второй подход, озвученный Д.Беллом и О.Тоффлером, фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом (второй волны, по Тоффлеру).

В связи с расширением сферы информационной деятельности ме­няются профессиональная квалификация, образовательная структура общества, характер труда. Изменяются роль и функции важнейшего элемента производительных сил - человека, интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно вклю­ченного в процесс производства. В информационном обществе на пер­вое место выходит производство услуг.

На рынке услуг главным становится труд, направленный на полу­чение, обработку, хранение, преобразование и использование инфор­мации. Творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности. Это огромная армия труда: доля тех, чья деятельность связана с творческим трудом, приближается в индустриально развитых странах к половине всей рабочей силы. США и Япония по этим показателям продвинулись еще более. Если в Африке 2/3 населения занято сельскохозяйственным производством, то в США этим занимаются менее 3% активного населения. В промышленном про­изводстве США занято 17%,а в сфере информационных технологий - 80%.

Если Парсонс рассматривал общество как сеть взаимообменов четырех основных подсистем – экономической, политической, правовой, морально-идеологической (подсистема поддержания образца), то в информационном обществе к ним добавляются две важные и самостоятельные подсистемы – телекоммуникационная и образовательная.

Телекоммуникационную подсистему нельзя рассматривать лишь как техническую составляющую экономики; она далеко выходит за рамки роли и значения в технике. Телекоммуникационная технология укрепляет прорыв в демократическое социальное устройство, поскольку позволяет человеку иметь статус «непосредственного члена» общества без всякого рода посредников в лице каких-либо групп, идеологий или символических культурных систем.

Также и образование становится важной, более того, доминирующей подсистемой общества. Это стратегический ресурс в современных условиях функционирования государственных и политических структур.

"Информационный взрыв" вызвал изменения в области духовного производства, культуры. Информация становится продуктом и одной из главных ценностей общества. Это не могло не отразиться на изменениях в отношениях собственности. Американские ученые Р.Коуз и А.Алчян, основатели новой теории прав собственности, исследовали феномен усложнения отношений собственности. Отношения собствен­ности трактуются не как отношения между человеком и вещью, а как отношения между людьми с их правами на использование определенно­го вида ресурса. В классической фирме таким ресурсом является ка­питал; в новых сферах предпринимательской деятельности наибольшим влиянием пользуется тот, кто обладает правом на использование ин­формации, в инновационной области и в сфере профессиональных ус­луг - правом на интеллект.

В современной экономике, характеризуемой наукоем­костью, непрерывными структурными изменениями, высоким динамиз­мом, роль интеллектуальной собственности в общественном разви­тии возрастает.

Э.Тоффлер, анализируя основные источники политической власти - силу, богатство и знание - делает вывод о том, что в современной цивилизации знания подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования влас­ти. Поэтому контроль над информацией дает реальную власть как в экономической, так и в политической жизни.

Э.Тоффлер пишет, что «в прошлом земля, труд и капитал были ключевыми элементами производства. Завтра – а во многих отраслях промышленности это завтра уже наступило – информация станет главной составляющей».

Социокультурные результаты происходящих перемен скажутся на всем спектре общественных ценностей, развитии личности, коснутся как решения многих современных вопросов, так и появления в об­ществе новых проблем.

Иррационалистический подход представлен понимающей социологией (феноменологическая социология) (конец 40-х — начало 50-х гг. XX в.), основоположником которой считается американ­ский философ и социолог австрийского происхождения А. Шюц (SCHUTZ, Alfred). Этот подход обращен к проблемам язы­ковой социализации и коммуникации, обусловленной не­языковыми факторами. Основным результатом коммуникации здесь является взаимное понимание – понимание одним человеком другого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: